Меню сайта

Наш опрос

Откуда Вы унали о моём сайте?
Всего ответов: 200

Форма входа

Календарь новостей

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родник №6

Родник №5 Выходит 2 раза в месяц
ДЕКАБРЬ   1-15
Друзья! Вот и наступил он, первый месяц зимы, последний месяц года – ДЕКАБРЬ. У древних славян декабрь именовался студнем, груденем или хмуренем. В народе говорили: Декабрь – стужайло, на всю зиму студит, саням ход дает. Горя у декабря полная котомка, бери – не жалко, а счастьем силен старик на посуле; одна его сила – много праздников. И правда, декабрь насыщен большими праздниками и завершается одним из самых великих христианских торжеств – Рождеством Христовым, который (по ст.ст.) сливался с другим, столь же торжественным празднеством – встречей Нового года. ПРАЗДНИКИ ДЕКАБРЯ #######
4 – Введение во храм Пресвятой Богородицы 6Благоверного великого князя Александра Невского 7 - Великомученицы Екатерины 10 –Иконы Божией Матери «Знамение» 13 – Апостола Андрея Первозванного
***************************************************************************************************************************
ОБЫЧАИ НАШИХ ПРЕДКОВ ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ
                Введение – последний в году из четырех «двунадесятых» праздников, посвященных Богородице. Когда Марии, единственной дочери престарелых Анны и Акима, сравнялось три года, родители решили, что пришла пора исполнить обет, данный Богу, - посвятить жизнь дочери служению Царю небесному. Марию, как было принято в древней Иудее, решили отвести в Иерусалимский храм и вверить ее воспитание священникам.
         Маленькую Марию сопровождали не только родственники, но также «хор непорочных дев» и даже слышался «хор ангелов небесных». У порога храма процессию встретил первосвященник Захария, будущий отец Иоанна Крестителя. Он сердечно поприветствовал девочку: «Приди дочь моя, к тому, кто даровал мне тебя»! Мария, ободренная ласковым приемом, сама поднялась по 15 ступеням высокой лестницы храма, и в этом все увидели знамение Господне. Захария ввел будущую Богоматерь в святая святых – «в ту часть храма, в которую он сам входил раз в году, в день очищения». Тут ее приняли на «попечение» старшие девы, приставленные к воспитанию девочек, введенных в храм, и Мария стала одной из самых кротких и старательных учениц. Так начались детские годы Марии и ее служение Богу.
               Введение – первый из народных праздников, начинавший зиму.
       Сельские и посадские жители весело отмечали Введенский праздник. В этот день устраивались шумные катания с горок. В день Введения единственный раз за всю зиму в больших селах и слободах проводились «санные базары». На Введенском торге можно было купить любые санки: и тяжелые розвальни, и легкие выездные, и любую зимнюю сбрую. Покупателей всегда было много.
ДЕНЬ ПАМЯТИ СВЯТОЙ ЕКАТЕРИНЫ
            7 декабря (24 ноября) православная церковь отмечает день памяти святой великомученицы Екатерины.   На Руси в эту пору обычно устанавливались зимние дороги, хозяева налаживали сани. Назывался этот день днем Катерины-Санницы. 17 столетий назад, в царствование римского императора Максимина (305-313гг.), беспощадного гонителя христиан, в городе Александрии (Египет) жила с матерью девица Екатерина. Была она царского рода, знатна и богата. Господь даровал ей необычайную красоту и ум необыкновенной силы. Она знала творения языческих писателей, поэтов, философов, труды знаменитых врачей, знала многие языки, владела ораторским искусством.
         Мать хотела выдать дочь замуж, что бы царское наследство ее покойного отца не перешло в чужие руки. Но премудрая Екатерина и не думала о замужестве. Душа ее искала что-то возвышенное, вечное. Мать ее была тайной христианкой. Видя непреклонность дочери, она привела ее к своему духовному отцу. Укрываясь от гонений, он жил за городом, в сокровенном месте. Старец понял, что ищет девушка. «Я знаю Юношу, Который превосходит тебя во всех твоих дарованиях. Красота Его ярче солнечного сияния, премудрость Его управляет всеми созданиями, сокровищами Своими Он наделяет весь мир, и они умножаются с каждым днем. Благородство Его так велико, что его нельзя постигнуть умом человеческим», - сказал благочестивый старец. Екатерина решила, что он говорит о каком-то земном князе, смутилась и спросила, правдивы ли его слова и чей сын этот юноша. «У него нет отца на земле, - отвечал старец. – Он родился чудесным образом от Пресвятой Девы, Которая за Свою святость вознесена превыше небес и Которой поклоняются все небесные Ангелы как Царице своей». «Можно ли видеть этого Юношу»? – спросила Екатерина. «Можно, если исполнишь, что я скажу». Старец дал девушке икону Богоматери с Предвечным Младенцем на руках. «Вот тебе изображение Девы Марии с Ее Божественным Сыном. Возьми икону, затворись на ночь в комнате и усердно умоляй Деву Марию, чтобы Она показала тебе Сына Своего». Возвратилась Екатерина домой с чудесной иконой, закрылась в комнате и всю ночь молилась, как учил ее старец. Под утро уснула, и приснился ей сон. Царица Небесная, точь в точь, как на иконе с Богомладенцем на руках, смотрин на нее. А Младенец отворачивается. Никак не рассмотреть Екатерине лица Его. И слышит Екатерина, как Мать говорит Своему Сыну: «Взгляни Чадо на рабу Свою Екатерину, она так прекрасна»! А Он отвечает: «Не могу я смотреть на нее, она темна и безобразна». Богородица говорит Ему: «Она мудра , благородна, красива»! А Христос отвечает: «говорю Тебе, Мати Моя, - девица сия безумна, страшна, и дотоле я на нее не взгляну, пока она останется в бесчестии своем». «Что же сделать ей, чтобы увидеть Твое пречистое лицо, которое и Ангелы видеть желают?» - обратилась к Сыну Богородица. «Пусть идет она снова к старцу, который икону дал. Что скажет старче, пусть то и исполнит, тогда и увидит меня». Екатерина проснулась и, едва забрезжил рассвет, побежала к старцу, рассказала ему видение ночное и со слезами умоляла научить ее, что делать. Премудрый старец раскрыл ей глубины веры Христовой. Екатерина поняла христианское учение, от всего сердца уверовала в Иисуса Христа и приняла от старца святое крещение. Всю ночь опять молилась Екатерина, устала, забылась сном и опять увидела Царицу Небесную с Младенцем. Теперь Он смотрел на девицу с великой любовью и кротостью. Богоматерь спросила Сына Своего: «Угодна ли Тебе, Чадо Мое, девица сия»? «Весьма угодна, - отвечал Владыка Христос, - ибо теперь она прекрасна и умна, богата и премудра. Ныне я возлюбил ее, и так она угодна Мне, что Я хочу обручить ее Себе в нетленную невесту». Пала перед Ним на колени Екатерина и вымолвила: «Я не достойна, Преславный Владыко, видеть Царство Твое, сподоби меня быть хотя бы в числе рабов Твоих»! Дева Мария взяла ее за правую руку и обратилась к Сыну Своему: «Дай ей, Чадо, обручальный перстень в знак Твоего Обручения с нею, уневести ее Себе, дабы сподобить ее Царствия Твоего». Христос дал Екатерине прекрасный перстень и сказал: «Будь Моей нетленной и вечной невестой, нерушимо храни сей союз и не избирай себе никого из земных женихов». Екатерина проснулась, а на руке ее сверкал прекрасный перстень. С той минуты все ее чувства и мысли устремились к Единому Жениху Небесному. В то время прибыл в Александрию жестокий царь Максимин. Он устроил пышное торжество в честь своих идолов. По приказу его со всей округи в город собралось много народу. Спешившие на праздник гнали для кровавого жертвоприношения волов, овец, птицу…. В воздухе стоял смрад от сжигаемых животных. Благочестивая Екатерина с грустью смотрела на это зрелище. Без страха вошла она в капище, где приносились жертвы и предстала перед царем. Поклонилась Максимину и сказала: «Великий царь, нельзя быть настолько слепыми и бездумными, чтобы поклоняться таким мерзостям. Вы почитаете богами тленных и бесчувственных идолов». Царь был поражен дерзновением девы, глубиной ее мысли и знаний. Не зная, что ей возразить, он не решился вступить с нею в спор и приказал собрать в Александрию языческих философов. Прибыли к царю 50 мудрецов. «Приготовьтесь со всей тщательностью – обратился к ним Максимин, - к доблестному состязанию с одной девицей так, чтобы вы могли победить ее своими доказательствами в споре о богах». Философы сказали царю, чтобы он не опасался, ибо даже самая умная женщина не может обладать мудростью в полном совершенстве. Царь повелел привести Екатерину. Но прежде, чем успели к ней прибыть посланные, с небес явился к ней архангел Михаил и сказал: «Не бойся, дева Господня! Господь к твоей премудрости придаст еще премудрость, и ты победишь 50 философов. И не только они, но и многие другие благодаря тебе уверуют во Христа и примут мученический венец». В словесном споре Екатерина посрамила мудрецов и заставила их замолчать. Разгневанный Максимин велел предать их сожжению. И тогда мудрецы припали к ногам девы и просили ее помолиться за них Господу, чтобы Он сподобил их Святого Крещения. Возрадовалась Екатерина, ободрила их надеждой на милость Божию и сказала, что огонь, которым грозят им нечестивцы, будет для них крещением, их лестницей к небу. Угрозами, ласками и лестью пытался царь склонить Екатерину отречься от Христа. Дева мужественно отвечала: «Делай со мною что хочешь, временным бесчестием ты приготовишь мне вечную славу». Царь велел обнажить святую деву и беспощадно бить воловьими жилами. Истерзанное тело ее стало сплошной раной. Потоками лилась кровь. Вечером закончилось истязание, и ее бросили в темницу. В ту ночь супруга Максимина, Августа, видела во сне Екатерину среди многих юношей и прекрасных девиц. Екатерина возложила ей на голову золотой венец и сказала: «Владыка Христос посылает тебе этот венец». Пробудившись, Августа всем сердцем пожелала видеть мученицу. Она тайно пришла в темницу в сопровождении воеводы Порфирия и, долго беседовала со святой девой и уверовала во Христа, как уверовал в Него и Порфирий, и его воины. Царь Максимин решил истязать Екатерину еще и голодом. Но Христос не оставил без попечения святую Свою невесту. Каждый день в окно темницы влетала голубица и приносила страдалице пищу. Наконец, и Сам Господь явился пред ее ясные очи и сказал: «Не бойся, Моя возлюбленная. Я с тобой, никакая мука не победит тебя, а своим терпением ты многих обратишь ко Мне». Снова предстала Екатерина перед царем. Царь и угрожал, и льстил деве, и обещал власть и богатство…. Святая была непреклонна. Тогда мученицу привязали к огромным колесам, на которых были укреплены копья, ножи и другое острое оружие. Царь повелел крутить устрашающие колеса, чтобы растерзать страдалицу. Но случилось чудо: Ангел сошел с небес, освободил святую от уз и с великой силой сокрушил колеса. Их осколки разлетелись в разные стороны и насмерть поразили многих неверующих. Видя это чудо, народ воскликнул: «Велик Бог Христианский». В ярости неистовствовал царь, измышлял новые пытки для страдалицы. Узнав о чуде, царица Августа стала обличать царя. Охваченный яростью, Максимин приказал отсечь жене голову. Наутро предстал перед царем воевода Порфирий с двумястами воинов. «И мы христиане, и мы воины Христа», - смело заявили они. И тоже сложили головы под мечом. Понял царь, что не сладить ему со святой девой и приказал отсечь ей голову. Повели Святую Екатерину за город. Толпа народа следовала за мученицей. Все плакали и жалели, что погибнет прекрасная и мудрая девица. «Не плачьте обо мне, а радуйтесь, ведь ныне я увижу своего Жениха, Христа, Творца и Спасителя моего. Плачьте о себе, потому что за неверие свое вы пойдете на вечные муки»! Пришли на место, где святой предстояло принять смерть. Палач приготовил меч. Мученица опустилась на колени начала молиться. Сверкнул меч, и честная глава премудрой Екатерины отделилась от тела. Из раны хлынула не кровь, а… молоко. Достойные люди сподобились видеть, как Ангелы взяли честные мощи великомученицы и понесли на Святую гору Синайскую, туда, где некогда Господь говорил со святым пророком Моисеем и вручил ему Свой Закон.
монастырь Святой Екатерины на Синае
Двести с лишним лет мощи святой Екатерины пребывали в неизвестности. Но однажды, в 30-40-х годах VI века братия Синайской обители, что находится за 800 верст от Александрии, были чудесно извещены свыше: мощи святой великомученицы Екатерины нетленно почивают недалеко от них и должны быть перенесены в новый храм Синайского монастыря. Иноки поспешили к указанному месту – очень высокой горе, каменистой, недоступной для человека. В такое недосягаемое место мощи великомученицы могли положить только Ангелы. Но иноки, с помощью Божией благодати, преодолели все трудности, добрались до вершины горы и там обрели святые мощи – главу и левую руку – нетленные и благоуханные. И доселе эти святые мощи почивают в Синайской обители.
АПОСТОЛ АНДРЕЙ ПЕРВОЗВАННЫЙ
           Святой апостол Андрей, простой рыбак из города Вифсаиды в Палестине, первым из апостолов (отсюда его имя Первозванный) последовал за Христом вместе со своим братом Петром. После дня Пятидесятницы он проповедовал веру Христову в причерноморских странах и, по преданию, прошел от устья Днепра до Новгорода, предсказав создание на Киевских горах великого христианского города. Он же основал церковь в небольшом селении Византии – будущем Константинополе, столице православной Византийской империи. Апостольский путь святого Андрея Первозванного завершился в Греции, в городе Патры, где он был в 62 году распят на кресте. Крест этот был наклонным, в форме буквы Х; его символическое изображение помещается на флаге Российского флота, который именуется Андреевским. Когда вели святого Андрея на казнь, народ толпился вокруг него, восклицая: «Чем согрешил этот праведник, что его ведут на распятие»? Но Андрей усмирял народ и шел с радостью на казнь. Увидя приготовленный для него крест, он воскликнул: «Радуйся, Крест, Плотию Христовой освященный! С любовью гряду к тебе; ты же прими меня, ученика Христова. О, Крест, издавна желаемый! Возьми меня от людей и отдай меня Учителю моему, да тобой примет меня Тот, Кто искупил тобой меня!
   Чтобы продлить мучения верного ученика Христова, его не прибили гвоздями к кресту, а привязали веревками. Двое суток не умолкал с креста голос апостола. Он не только учил Царству Божию, но и успокаивал народ, готовый растерзать правителя и освободить любимого учителя. На третий день разъяренная толпа окружила жилище жестокого правителя, требуя освободить праведного старца. Устрашенный правитель пришел к кресту, чтобы освободить апостола, но тот, не желая сойти с креста, взмолился Господу, чтобы Он не лишил его подобия с Ним образом смерти.
Сняли его с креста уже мертвого. Лицо его сияло небесным светом.
*******************************************************************************************
О! СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ТВОЙ!
         Икона Божьей Матери «ЗНАМЕНИЕ» - одна из древнейших на Руси. Образ молящейся Богоматери с окруженным сиянием Младенцем Христом у нее на груди появился еще на заре христианства, во времена гонений властей на новую веру, и, по преданию, обладал защитной силой. С этой иконой связан реальный исторический эпизод: битва новгородцев с суздальцами 25 февраля 1170 года. Город был осажден войсками 72 князей. По преданию, в это время святитель Иоанн, архиепископ Новгородский, молился в алтаре Софийского собора и услышал голос, повелевающий ему взять из Спасской церкви на Ильинской улице икону Пресвятой Богородицы и поднять ее на крепостные стены. Когда икона была водружена, в нее попала одна из стен нападавших, и в глазах изображенной на ней Богородицы, появились слезы, которые оросили архиепископа. Осажденные восприняли это как знак того, что Богородица молится с ними о спасении Новгорода.
И тогда осаждающих охватил трепет и ужас. Они перестали отличать своих от чужих и в панике обратились в бегство. Возрадовавшись этому, архиепископ новгородский Иоанн воскликнул: «Это Царица Небесная являет свое милостивое знамение…». Впоследствии икона была прославлена и другими чудесами. В 1352 году, во время эпидемии чумы в Новгороде, заболевшие получали исцеление, помолившись перед образом. В 1566 году после молитвы митрополита перед иконой и крестного хода с ней по берегу Волхова начал затухать пожар, охвативший весь Новгород. В 1611 году во время польской интервенции шведы, ворвавшиеся в храм и собиравшиеся осквернить икону, были отброшены от нее неведомой силой.
**********************************************************************
БЕЛЫЕ ХРАМЫ РОССИИ Богоявленский женский монастырь город Углич По одной из версий его основала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, в конце XIV века, по другой – Ксения Шестова, мать Михаила Романова, в конце XVI столетия. Богоявленский женский монастырь занимал целый квартал в центре Углича, выходя своими постройками на четыре улицы. Процветанию монастыря послужило пребывание в ссылке в городе Угличе царицы Марии Федоровны, матери последнего царевича Дмитрия.
                                                              
Смоленская церковь Богоявленского                                                                                                        Федоровская церковь 1818 г монастыря 1700г. Углич. В 1591 году, после убийства царевича, здесь совершилось невольное пострижение этой несчастной царицы в иночество с именем инокиня Марфа, после чего она была сослана в монастырь Череповецкой губернии. В то время Богоявленский монастырь был весь деревянный и имел две церкви. Жизнь монастыря угасала в силу жизненных обстоятельств смут и гонений на церковь. Но всякий раз вновь возобновлялась по воле Божией и благодаря замечательным личностям Российского государства. В 2003 году в городе Угличе началось возрождение храмов Богоявленского монастыря. Федоровский летний храм, где находятся дивные фрески, удалось привести в порядок
Образ Богородицы Федоровская
Основание Богоявленского собора связано с красивой легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал сад горожан Буториных. Весной, когда яблони цвели, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После покупки земли игуменья Еликонида восприняла это событие как знамение и алтари храма поместили на то место, где опускались лебеди. Собор возвели по проекту К.А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве.
фреска храма "Господь ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ" ****************************************************************************
ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ
Юродивые. Грязные, оборванные, голодные, они ходили по Руси, побирались. И относились к ним по-разному. Одни гнали их, били, плевали в лицо. Другие жалели. Да и как не пожалеть безумного… Слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, требуется величайшее мужество. Мир не понимая юродивых, глумится над ними, и не поймет он, какая великая скорбь переполняет сердца этих подвижников. Такие люди нередко совершали гражданские подвиги, на которые не решались люди, мнящиеся быть мудрыми. Подобно древним пророкам, они не стеснялись говорить резкую правду в глаза сильным мира сего. Потому-то и терпели их власть имущие. Потому и смиряли свое несмиренное сердце перед босоногим, грязным оборванцем.
Василий Блаженный родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Красиво работал, вгонял молотком гвоздочки в сапожные каблуки. Сапожная мастерская находилась прямо под кремлевскими стенами. Пришел как-то к хозяину человек сапоги заказать, а Василий рассмеялся. Отругал его мастер. Можно ли смеяться над состоятельным человеком?! Ушел заказчик, а мастер к Василию кинулся. Скажи, да скажи, чего скалился. А не скажешь, рассчитаю завтра. Тут Василий и сказал, что не нужно шить сапоги те, так как заказчику они не понадобятся. Умрет он завтра. Так и случилось. Очевидно, с этого случая и начался юродивый путь праведного Василия Блаженного, московского чудотворца. С 16 лет встал он на этот тяжкий путь. Ушел он от сапожника. Ушел в никуда. На московские площади, на паперти московских церквей, в дождь и слякоть, в лютую стужу и мороз. Привыкли к нему москвичи. Зла он никому не делал. Был Василий вроде бездомной собачонки, кто подкормит, кто погладит, а кто и цыкнет в раздражении. Но в основном люд московский Василия Блаженного чтил, потому что юродивых на Руси в ту пору было немало, в каждом городе свой. Обижать их могли разве что безбожники, нехристи. Чаще всего обитал Василий на церковной паперти. Молился много, со слезами. И народ опасливо следил за его молитвенным подвигом. Как-то всю ночь простоял он на коленях у врат Успенского собора в Кремле. И плакал, очень плакал блаженный. Москва затаилась в преддверии беды. А беда уже в ворота стучалась. Махмет-Гирей со своими черными полчищами к городу приближался. И спасла таки молитва великая город. Даже царь Иоанн Грозный чтил Блаженного. Вернулся как-то государь из храма, прилег отдохнуть. А Василий тут как тут. - Ты откуда? – спрашивает царь. - Откуда ты, оттуда и я. - Чего-то я тебя в церкви не видел. - Так и я тебя не видел, государь, ты ж не в храме Божьем был, а на Воробьевых горах. - Чего ты мелешь, Василий, в храме я был, - осерчал царь. - Да ты только стоял в церкви-то, а мыслями дворец строил на Воробьевых горах. А разве ж так молятся? Смутился царь. Давно он задумал построить красивейший дворец на Воробьевых горах. Вот и представлял, каким он будет, какие лестницы, хоромы, гулянья…. Ничего не скроешь от праведника, даже царское лукавство. Раз один богатый вельможа подарил Василию лисью шубу, богатую, красивую. Василий всегда отказывался от таких богатых подарков, а тут взял. Накинул ее на свое тщедушное, грязное, в болячках тело и побежал на улицу. А ему, блаженному нищему позавидовали. Хитростью решили прибрать к рукам дорогую шубу. Один лег на дороге – вроде как умер, а другие рядом причитают: умер, дескать, а хоронить не на что. - Давно ли умер? – склонился над лежащим блаженный. - Да только что почил, - запричитали сотоварищи. Снял с себя богатую шубу блаженный, накрыл лежащего и как приговор произнес: - Будь отныне мертв за лукавство твое. – И пошел, как и раньше, голый, по хрустящему снегу. Стали товарищи толкать лежащего, вставай, мол, наша шуба. Да разве мертвого разбудишь? Уйдя из подмастерьев сапожника, взял на себя подвиг юродства Христа ради приехавший в столицу из маленького подмосковного села 16-летний отрок Василий. 72 года подвизался он в этом подвиге. За эти долгие годы стал частью Москвы, его чистая чудотворная молитва возносилась в высокое московское небо. Его поступки были порой странны, нелепы, но москвичи знали, что скрыт в них глубокий смысл. Его тело было грязно и безобразно. Но москвичи знали, что оно антипод чистой, прекрасной святой его души. 88 лет от роду оставил он Москву сиротой. Плакала Москва светлыми и горькими слезами. Понимала, что лишилась она его земного попечительства, но на небесах обрела великого заступника. Отпели праведного Василия Блаженного и похоронили 2 августа 1552 года близ храма Святой Троицы на Рву. Через два года после его кончины Иоанн Грозный приказал построить в память покорения Казани Покровский собор. Собор был построен, но знаем мы его именно как собор Василия Блаженного. Под спудом собора и почивают мощи московского чудотворца.Юродивые на Руси почитались. И не жалость к безумным тому причина. Ведь безумия-то и не было. Юродивые Христа рад, люди совершенно здоровые психически, сами, добровольно брали на себя тягчайший крест безумия. Это был подвиг. Самый высокий христианский подвиг, на который призывались Господом особые подвижники. Нелегко отказаться от богатства, от сытой жизни, от знатного происхождения. Во имя какой высокой цели все это совершалось?Слабоумие и и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, требуется величайшее мужество. Мир не понимая юродивых, глумится над ними, и не поймет он, какая великая скорбь переполняет сердца этих подвижников. Такие люди нередко совершали гражданские подвиги, на которые не решались люди, мнящиеся быть мудрыми. Подобно древним пророкам, они не стеснялись говорить резкую правду в глаза сильным мира сего. Потому-то и терпели их власть имущие. Потому и смиряли свое несмиренное сердце перед босоногим, грязным оборванцем.Они о нас молятся. Их молитва – великая сила. Как была великой силой их святая, их тяжкая жизнь.*************************************************************СИЛЬНА РУСЬ МАСТЕРАМИ народные промыслыСКАЗКИ СТАРОЙ ХОХЛОМЫБыло это давным-давно, еще при царе Алексее, отце Петра Первого. Тогда Патриарх Никон нарушил веру стародавнюю и уничтожил книги, переписанные руками старательных монахов. С тяжелой руки Никона новая вера была на Русь напущена. Взволновалась Русь, усмиряемая «тихим» царем Алексеем, застенками да колодками. Побежал люд подальше от первопрестольной Москвы, от глаз царских да патриарших в леса, на Керженец, да на Узолу. Только тайные сторонники старого благочестия остались в Москве. Среди них первейшей руки живописец, богомаз по прозванию Лоскут Андрей.Днем работал, вечерами двуперстия творил. Пришло время и ему стало невмочь. Собрал он кисти свои да краски-мази и уехал в семеновские леса, подальше от царя. В каком-то починке избу срубил, точить-писать начал. Дни и ночи работал, а что работал – не знали люди, не пускал их к себе в избу Лоскут. Да и люди, больше беглые, беспоповцы, не привыкли бывать друг у друга. Больше сами с собой да с тайгой керженской советовались.Нашлись, однако, завистники, донесли царю про Андрея. Тот послов направил, строго наказал явить мастера пред его царские очи и заставить в столице малевать.Лоскут – ни в какую, послов из избы прогнал.И тут вскипела царская кровь, затуманила глаза. Кому, по правде, из правящих такой отказ понравится. Новый наказ целой роте солдат: достать ослушника, но не для работы, для казни. И зашагали в семеновские леса солдаты. А молва народная бежала вперед бегом заячьим.Услышал Лоскут о вести страшной. Думал день, два. На третий кликнул, собрал народ лесной. Молвил Андрей слова свои первые:- Смерть идет за мной, берите припас мой и рукоделье, краски и мази да расходитесь по деревням и починкам, учитесь точить-малевать да детям и внукам внушайте; дерево, с корня снятое, живым делайте. Оно любое подобие принять может.Взволновался народ, краски да инструмент Андреев разобрал, по лесам-домам разбрелся и как следует его припрятал.Солдаты пришли к кострищу огненному: догорал дом Андрея-живописца, зажженный им самим. Не достался царю на расправу и мастер: сгорел в той избе своей заживо.Ушли солдаты.А краски и инструмент Андрея в дело пошли. Искрами изошел, рассыпался Андрей. Искры те осели в тайге керженской, и запалили они пламя красок хохломских по лесным деревням да починкам.С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски старой хохломы. ***********************************************ВЕЛИКИЕ СВЯТЫНИОрден Андрея ПервозванногоВ России известность апостола Андрея распространилась в годы царствования Петра I. 10 марта 1699 года был обнародован царский указ об учреждении первого в России нагрудного знака отличия – ордена Андрея Первозванного. Он представлял собой серебряную звезду, посередине которой в золотом поле был изображен двуглавый орел с тремя коронами, а на нем – косой крест с распятым апостолом Андреем. В голубой окружности значился девиз ордена: «За веру и верность». К звезде прилагалась голубая лента, которую надлежало носить через правое плечо, а также крест на золотой цепи. В эти регалии облачались в особо торжественные дни. Первым кавалером ордена Андрея Первозванного в марте же 1699 года стал один из ближайших сподвижников Петра I генерал-адмирал Федор Алексеевич Головин.Сам Петр был награжден первым российским орденом по настоянию Сената в 1703 году – за успешное руководство сражением в устье Невы.В последующие годы орденом Андрея Первозванного награждались наиболее выдающиеся государственные и военные деятели, преимущественно из императорского окружения и двора. Лишь однажды было сделано исключение: в ноябре 1796 года императорским указом ордена Андрея Первозванного был удостоен священнослужитель – митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил. В истории русской православной церкви он так и остался единственным духовным лицом – кавалером высшего военного ордена России.Андреевский флагВ 1865 году учрежден новый кормовой флаг российского военно-морского флота – Андреевский: косой синий крест на белом полотнище. Белый цвет исстари был любимым и распространенным в русских войсках. Под белыми стягами с изображением Христа Спасителя или Георгия Победоносца сражались с иноземными захватчиками дружины Александра Невского и Дмитрия Донского. Белые знамена со святыми христианскими символами осеняли русские полки в Ливонских войнах Ивана Грозного, в славных баталиях под водительством Петра Великого. И когда произошла смена государственных флагов Российской империи, на новых стягах все же остался белый цвет – цвет непорочной чести и дружелюбия.Полоса белого цвета стала верхней частью нового трехцветного государственного торгового флага России. А центральное место в нем заняла синяя полоса, словно одна из перекрещивающихся полос с Андреевского флага. Синий, а точнее – васильковый цвет тоже с древних времен считался любимым цветом славян-земледельцев. Васильки – непременные спутники хлебной нивы, воспеты и прославлены народом в песнях и сказках. Любимым праздничным нарядом русского крестьянина была рубаха-косоворотка василькового цвета. А женщины-селянки любили васильковые сарафаны – наряднее ничего не было.Сегодня над Россией вознесен прежний флаг, соединив