Меню сайта

Наш опрос

Откуда Вы унали о моём сайте?
Всего ответов: 200

Форма входа

Календарь новостей

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родник №12



Еще земли печален вид,
А воздух уж весною дышит,
И мертвый в поле стебль колышет,
И елей ветви шевелит.
Еще природа не проснулась,
Но сквозь редеющего сна
Весну послышала она,
И ей невольно улыбнулась…

Ф.И. Тютчев






НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

МАРТ - первый весенний месяц в старину называли сухим или березнем. Про март говорили:
«Празимний месяц март - февралю бокогрею меньший брат, Евдокее-Плющихе крестник».
Пока лежал снег, крестьянки старались из него извлечь пользу. Натаивали воду из чистых сугробов про запас, для «косметики». Считали, что мартовская талая вода предохраняет лицо от веснушек и загара. Утверждали также, что лучше действовали и лекарственные микстуры, настоянные на мартовской снеговой воде.


1 марта – день памяти святой Мариамне
(сестра апостола Филиппа, присутствовала при его мученической гибели, сама чудесным образом спаслась и продолжала до самой кончины проповедовать христианство)

3 марта – день памяти Льва Великого.
Римский патриарх Лев жил в V веке. Он был известным богословом, а еще прославился тем, что в 425 году остановил полчища гуннов, осадивших Рим. Лев явился к их предводителю Атилле и с помощью одного лишь красноречия убедил его не разрушать Великий город, за что сам стал называться Великим.

4 марта – день святых мучеников Архипа и Филимона и мученицы Апфии.
Архип и Филимон были любимыми учениками апостола Павла. Филимон, человек знатный, зажиточный, отдал свой дом под церковь. При императоре Нероне, когда Архип, Филимон и их помощница Апфия совершали обычное богослужение, в храм ворвались язычники и стали избивать христиан. Всех троих закопали по пояс в землю и побили камнями.

5 марта – день святого Льва Катанского.
Он прославился даром чудотворения: давал прозрение слепым, излечивал парализованных.
Другой святой этого дня – Корнилий – был игуменом Киево-Печерского монастыря. Заботясь о благоустройстве обители, пастырь обнес ее каменной стеной. Недруги донесли Ивану IV Грозному, что Корнелий таким образом якобы хочет стать независящим от Москвы. Царь поверил клевете, и игумена убили. Случилось это в 1570 году.

6 марта – день памяти преподобного Тимофея-весновея.
Весна все явственней вступает в свои права. Если на Тимофея-весновея случится метель, это ненадолго, она скоро утихнет.

7 марта – обретение мощей святых мучеников во Евгении.
Евгенией называли восточные ворота и башню Константинополя, под которыми единомышленники тайно погребали замученных христиан. Могила были открыты в начале V века.

8 марта – день памяти священномученика Поликарпа.
Поликарп вел целомудренную жизнь, помогал больным и немощным, не раз сопровождал Иоанна Богослова в его апостольских путешествиях.

9 марта – день Обретения главы Иоанна Предтечи.
Этот день Обретения отмечается дважды – 9 марта и 7 июня. Дело в том, что после обнаружения она была утеряна вновь и позже опять найдена.
Так же этот день связывают с прилетом пернатых.
На Обретение птица гнездо обретает.

12 марта – день святых Прокопия и Тита.
Преподобный Тит жил в XII веке в Киево-Печерской обители, прославился многими чудесами.
Прокопия в народе нарекли Прокопом-дорогорушителем. Приходит оттепель, зимние пути тают, разрушаются, словно кто на них канавы прокапывает.

13 марта – день святого Василия-капельника (или теплого).
Согласно прозвищу, ожидаются оттепель и капель. Святого Василия родители просили избавить своих деток от боли в животе.

14 марта – Евдокия Плющиха
               Преподобная мученица Евдокия жила в 160-170 годах. Она была самарянкой из финикийского города Илиополя. С юных лет Евдокия вела греховный образ жизни. «Душа ее омертвела, сердце ожесточилось», - заметил автор жития.
«Однажды в полночь Евдокия проснулась и услышала за стеной, в другой половине дома, где жил христианин, молебное пение и чтение Священного Писания, в котором говорилось и о вечном блаженстве, уготованном праведникам, и о возмездии, ожидающем грешников. Благодать Божья коснулась сердца Евдокии, и она осознала, что совершенные ею грехи лежат тяжестью на её душе».
Утром Евдокия позвала себе человека, певшего ночью за стеной. Это был старец Герман, возвращавшийся с паломничества по святым местам в свою обитель. Евдокия долго слушала наставления старца, а затем затворилась в доме и в покаянии предалась посту и молитвам. По совету старца Евдокия крестилась и, раздав бедным свое имущество, удалилась в монастырь. Господь простил покаявшуюся грешницу и наделил ее благодатными духовными дарами.
             Много испытаний выпало Евдокии в ее иноческой жизни. Не раз ее бросали в темницу и пытали, но она обладала даром возвращать жизнь умершим и тем угождала жестоким правителям, что поднимала со смертного ложа и их близких.
Так она прожила в монастыре 56 лет. Новый правитель Викентий оказался более жестоким, чем его предшественники. Он велел казнить бесстрашную исповедницу, и 1 марта (около 160-170г.) Евдокию обезглавили.
День памяти Евдокии обычно выдавался теплым и ветреным, иногда с изморозью. Снег на полях оседал, «плющился», образовывался наст. Теплая погода на Евдокию была первой предвестницей весны.
Само 14 число было в деревнях праздником с гостями, застольем, с обрядом «окликания весны»: девушки и дети забирались на крыши и выкрикивали красивые приговоры-весняники, вроде такой:

Благослови, Боже,
На взгорочку взлести,
Весну загукати,
Летечко отмыкати,
Зиму замыкати.


Бытовал еще такой обряд: крестьяне, несмотря на погоду, жарко топили печи, чтобы весна была теплой.

15 марта – день мученика Федота.
Федотов день отмечен как чрезвычайно ветреный: «Федот-ветронос везде сует свой нос, задирает курам хвост». 15 марта всегда ожидалась оттепель. Если же вместо нее ударял мороз, разочарованные крестьяне говорили: «пришел Федот, да не тот».
*************************************************************

ПРОЩЕНОЕ   ВОСКРЕСЕНЬЕ



Великий пост

Великий пост – был серьезным испытанием для духа и тела, и чтобы выдержать это испытание, требовалась твердая духовная стойкость.

Суббота на первой неделе поста называлась «тужилкой» о прошедшей развеселой масленице – и в этот день пекли в последний раз блины на постном масле, а в следующее воскресенье почти по всей Руси устраивались ярмарки, торги.
Великий пост был установлен в память о первом подвиге Иисуса Христа, который постился сорок дней в пустыне.
Весь долгий Великий пост еще исстари мудро был разделен на недели, каждая из которых наполнялась своим особым назначением и содержанием.
Первый понедельник после масленицы, которым начинался Великий пост, называется чистым понедельником. В этот день в каждом доме затевали тщательную приборку, убирали следы только что прошедшего праздника, комнаты приобретали скромный и строгий вид, в доме воцарялась сдержанность и благочестие. Ели весь пост из простой посуды. По субботам зажигались лампады, которые освящали лики святых. А с колоколен церквей по утрам и вечерам разносился печальный и зовущий благовест.
В понедельник второй недели поста крестьянки убирали в сундуки наряды и принимались вышивать фаты для дочерей или племянниц-невест. Вообще вся неделя посвящалась вышивке и шитью.
Пятница третьей недели называлась «обжорной». В ряде губерний зятья угощали тестя с тещей овсяным киселем с постным маслом, чаще с конопляным. Сваренный загодя кисель торжественно несли родителям жены в специальной деревянной посуде. Отказываться было нельзя, следовало съесть все. Оттого и назвался день «обжорным».
Четвертая неделя именовалась «крестопоклонная». В понедельник крестьянки «льняных» губерний принимались за обработку пряжи. Окунали ее мотки в ледяную воду из проруби или колодца, чтобы придать ей белизну. Затем все дни сидели за станами и ткали холсты.
А в среду женщины пекли «кресты» из пшеничной муки и в перекрест некоторых прятали монетки. Кому достанется «крест с денежкой» считался счастливым человеком.
Пятая неделя – похвальная. С утра в церквах служили молебны в честь Богородицы.
В субботу этой же недели устраивались «званые поминки». Оканчивались «сороковины» вербной, или лазаревой неделей. В понедельник теща отправлялась к молодым с подарками для зятя и с пожеланиями благополучия и добра новому семейству.
Седьмая неделя«страстная». В четверг, называемый «чистым», всей семьей ходили в баню, обиходили домашний скот различными снадобьями, церемониями, чтобы плодился. А суббота была наполнена предпасхальными хлопотами: красили яйца, жарили поросят. Раскрывались картины на стенах, зажигались в полную яркость лампы. В каждую христианскую семью входил великий и светлый праздник.

****************************************************

КРУГОВОРОТ
Еще наши далекие предки заметили, что жизнь идет как бы по кругу. Возрастные циклы людей примерно совпадают с основными временами года: детство – с весной, молодость – с летом, зрелость – с осенью, старость – с зимой. С седой старины сезонные и семейные празднества отмечаются людьми как жизненно важные вехи и знаковые события. Так сложились интересные обряды и важные ритуалы, ставшие частью русской культуры.
С языческой древности каждый шаг восточных славян, а позднее их потомков русских, от рождения до смерти сопровождался обрядом. Ритуалы, которыми русские люди привыкли ознаменовывать и радостные, и печальные события в жизни, за много столетий не так уж сильно изменились. Возможно, потому, что на Руси привыкли, передавая из поколение в поколение, бережно хранить традиции и обряды: как праздновать Святки или Масленицу, играть свадьбу, провожать усопших в последний путь.
Русские обряды подразделяются на календарные и семейные. Те и другие сочетают в себе старинные ритуалы, песни, игры, пляски.
Календарные обряды приурочены к сельскохозяйственным работам в течение всего года. Неудивительно, что в народном календаре отразились характерные для крестьянских забот названия месяцев. Например, март, когда начинались капель и таяние снегов, назывался капельником и протальником, апрель с его весенним половодьем – водопольем, май – травнем, июнь – разноцветом или хлеборостом, июль – серпнем, а август – жнивьем.


МАТЬ-СЫРА-ЗЕМЛЯ

В большом почете у древних славян была Мать-Сыра-Земля – богиня плодородия, прародительница жизни. Земледельцы-славяне видели в ней свою кормилицу. По давним поверьям, зимой она крепко спала и просыпалась весной, разбуженная первым громом. Пробуждение Матери-Земли сразу давало о себе знать буйным цветением, яркой зеленью трав и деревьев, ликованием всего живого. Растения и злаки наливались соками, животные тучнели и давали приплод, люди обретали силу и напряженно трудились, а к осени наградой им были богатый урожай и другие щедрые дары Матери-Земли.


Клятва именем матери-Земли считалась священной и нерушимой. Принося ее, человек в подтверждение того, что никогда не откажется от данного зарока, съедал горсть земли.
Славяне верили, что Мать-Сыра-Земля таит в себе целительную силу. Не случайно в старинных русских сказках истекающий кровью в неравном поединке богатырь, припав к земле, вновь обретал силы и мог одолеть врага. Знаменитый былинный герой – пахарь Микула Селянинович – потому берет верх над другими могучими витязями, что он – любимец Матери-Земли, и она дарует ему необыкновенную силу.
Русские люди, отправляясь в дальнюю дорогу, всегда брали с собой горсть родной земли, завернутую в заветный платок. Это помогало им переносить тяготы дальнего пути.


**************************************************



Священномученик Ермоген, Патриарх московский и всея Руси, Чудотворец

Святой Ермоген происходил из донских казаков и в миру звался Ермолаем. Некоторые исследователи полагают, что он был родом из князей Голицыных, и московский храм святого Ермолая, находившийся на Садовом кольце, будто бы был возведен Голицыным как своеобразный памятник их замечательному сородичу.
Родился Ермолай около 1530 года. По принятии священства он некоторое время служил священником в Казани, в гостинодворской церкви Святителя Николая Чудотворца. Как раз в это время, в 1579 году, произошло явление Казанской иконы Божией Матери, и священник Ермолай удостоился первым взять святую икону от земли и перенести ее в Никольский храм.
Еще в юности Ермолай жил в Казанском Спасо-Преображенском монастыре. В 1583 году священник Ермолай овдовел, и впоследствии принял иноческий постриг и был наречен в монашестве Ермогеном. Святитель Ермоген стал первым из казанских архиереев, удостоенных звания митрополита.
В тяжелые для Руси годы Смутного времени Господь судил святителю Ермогену, в то время уже глубокому старцу, взойти на первосвятительский престол Русской Церкви. Собором русских иерархов он был возведен на патриаршество 3 июля 1606 года.
Святейший патриарх Ермоген до самой своей мученической кончины мужественно противостоял захватчикам и изменникам, побуждая православный русский народ встать на защиту православия и Отечества.
Казалось не будет конца бедам, обрушившимся на Русскую землю: Болотников, Тушинский вор, польский король Сигизмунд III, угрозы католичества и униатства, потери государственности…



Но мужество и стойкость святителя, его твердая вера в помощь Божию и заступление Божией Матери вселяли надежду в сердца русских людей, делали патриарха символом русского сопротивления вражескому нашествию, измене и предательству.
Захватившие Москву поляки и бояре-изменники заточили святителя в Чудовом монастыре, насильно лишили управления делами Церкви. Но из темницы по всей Руси Расходились пламенные грамоты патриарха-мученика, призывавшие встать за веру и Родину.
Поляки и изменники не раз требовали от святителя призвать русских патриотов к повиновению оккупантам. Но ни угрозы смерти, ни муки голода и темничного заключения не сломили его. Он оставался непокоренным и продолжал взывать к каждому русскому, к каждому православному, благословлять каждого, поднявшего меч на супостатов.
Более 9 месяцев томился в заточении священномученик. На все угрозы врагов Ермоген отвечал: «Что вы мне угрожаете? Боюсь одного Бога».
Не хватило русским людям тогда единения в борьбе за освобождение русской столицы. Первосвященник Ермоген скончался от голода 17 февраля 1612 года.
Но вскоре – по молитвам святого Ермогена – русское воинство одолело врагов.
В 1654 году останки священномученика Ермогена были торжественно перенесены из Чудова монастыря в Успенский собор Кремля.

Память священномученика Ермогена празднуется в день его представления 17 февраля/2 марта.

***********************************************************************



КОЗЕЛЬЩАНСКАЯ БОГОМАТЕРЬ

Прославлена Козельщанская икона была достаточно поздно в 1881 году и сразу стала одной из наиболее почитаемых.
Икона эта итальянского происхождения и была привезена в Россию одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). Владелица иконы вышла замуж за писаря Запорожского войска Сиромаху. Так икона попала на Украину. В конце XVIII века имение Сиромахи перешло со всем скарбом во владение графов Козельских, от фамилии которых и получила свое название икона. Исстари сложилось поверие, что, кроме помощи в болезнях душевных и телесных, эта икона в особенности помогает прибегающим к ней молодым девушкам, желающим устроить свое семейное положение. При этом установился обычай, чтобы молящийся чистил ризу на святой иконе, вытирая ее осторожно ватой или чистым полотенцем. Неудивительно, что риза на этой иконе была всегда очень чиста и горела, как солнце.
В XIX веке икона принадлежала роду Капнистов и была их семейной святыней. В 1881 году свершилось чудо, прославившее икону на весь православный мир.
Весной 1880 году неожиданно заболела старшая дочь В.И.Капниста Мария. Местный врач определил незначительный вывих ноги и наложил гипсовую повязку. Прошел пост, но больная не чувствовала облегчения.
После Пасхи Мария почувствовала страшную боль и в другой ноге, которая у нее искривилась, как и первая. В конце концов девочка потеряла всякую чувствительность и в руках и в ногах, и не чувствовала даже уколов. Отец обращался к известнейшим докторам. Но светила мировой науки оказались бессильны.




Родители и больная уже отчаивались в спасении. Потеряв надежду на земных врачей, они воззвали к Богу. По просьбе матери Мария взяла в руки фамильную святыню – Козельщанский образ Матери Божией. Прижав к груди святую икону, больная, с помощью матери, протерла ее и всю тяжесть недуга, скорбь и отчаяние души излила перед ликом Божией Матери. И усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Она сразу почувствовала силу в руках и ногах и громко закричала: «Мама! Мама! Я чувствую ноги! Мама, я чувствую руки»! она сорвала с себя все бинты и стала свободно ходить по комнате, продолжая держать благоговейно в своих руках образ Божией Матери. Немедленно был приглашен приходской священник, и перед образом Божией Матери был совершен благодарственный молебен.
Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ. Слух об исцелении быстро распространился по Москве, и народ стал стекаться сначала в номер гостиницы, а потом в церковь, куда перенесли икону. От иконы произошло еще несколько исцелений. Хранить далее икону дома не было никакой возможности, и, с разрешения Высокопреосвященного Иоанна, архиепископа Полтавского, 23 апреля 1881 года икона была перенесена в специально устроенную временную часовню.
Народу собиралось до 5 тысяч в день, и прикладывание к образу продолжалось непрерывно с раннего утра до захода солнца. На имя графа Капниста приходили сотни писем с описанием удивительных исцелений, причем часто подписи были заверены у нотариуса. По молитве перед Козельщанской иконой Богоматери наиболее часто происходили исцеления от заболеваний нервной системы.
Козельщанская икона была признана чудотворной, и ей установили празднование 21 февраля/6 марта в день чудесного исцеления молодой графини. Вскоре в имении Капнистов была построена церковь, где и пребывала святая икона.


*******************************************************************



«ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»


Во все века у людей существовала настоятельная потребность оглянуться назад: осмыслить минувшее, лучше разобраться в том, что же из прошлого осталось в настоящем. Наши далекие предки пытались узнать, с какого времени берет начало Русская держава, как глубоко в древность уходят её корни. Первыми, кто взялся установить, где лежат истоки Руси, были летописцы.



Летописание зародилось ещё в X веке, вскоре после крещения, а позднее хроника событий велась из года в год, вплоть до XVII столетия. Однако главной летописью Древней Руси стал свод из многих, более ранних летописных сочинений – литературных произведений, сказаний, легенд и преданий, - которые, как предполагают, собрал воедино монах Киево-Печёрского монастыря Нестор.
Он приступил к своему труду около 1113 года и отдал ему всю жизнь, дополняя и постоянно уточняя уже готовый текст.
По первым словам летопись названа «Повестью временных лет». Пытливый Нестор задался целью выяснить, «откуда есть пошла Русская земля, кто в Киеве начал первее княжити и откуда Русская земля стала есть».
Нестор был знаком с византийскими хрониками, многочисленными славянскими сказаниями, русскими историческими повестями и житиями святых. В княжеских архивах он обнаружил тексты договоров князей Олега и Игоря с греками и другие важные документы. Многое из этой информации вызывало сомнения, но он находил нужным включать в составляемый им свод и предания, и описания чудес, заимствованные из былин и легенд.




Все эти сведения, пестрые, разрозненные, Нестор пытался увязать между собой, и они нашли в «Повести временных лет» свое место.
«Повесть временных лет» появилась в те годы, когда на Руси начались жестокие усобицы. Мудрый Нестор не принимает ничью сторону в губительных распрях между князьями. Он знает: внутренние раздоры чреваты нападением внешних врагов, и поэтому призывает к единению.************************************************************************Михайло-Архангельский собор.В центре Нижегородского Кремля в 1227 году был заложен Михайло-Архангельский собор.В 1631 году старое обветшавшее здание по царскому указу заменили новым, построенным в память победы Нижегородского ополчения в 1612 году. Величественное, торжественно-монументальное здание собора венчает восьмигранный шатер. Внутри храма находится белая могильная плита с надписью: "Кузьма Минин", под которой покоится прах великого патриота России. Здесь же находятся боевые знамена нижегородских ополченцев. Побродите по кремлю, полюбуйтесь строгими каменными башнями, с которыми связано столько событий и легенд. Вдохните глоток истории…В 1631 году старое обветшавшее здание по царскому указу заменили новым, построенным в память победы Нижегородского ополчения в 1612 году. Величественное, торжественно-монументальное здание собора венчает восьмигранный шатер. Весной1628г. года сюда прибыли каменных дел подмастерья Лаврентий Семенович Возоулин и его пасынок Антон. Строительные работы на Часовой горе Нижегородского кремля начались 23 апреля. Кирпич к началу работ закупили в Балахне и везли его в ладьях на пески-отмели прямо под Нижегородский кремль.Наиболее значительную партию кирпича в 1628 году поставил со своих балахнинских заводов Дмитрий Борисов. У него же прикупили со временем еще 5000 не достающих кирпичей на нижегородском торгу, правда, уже по более дорогой цене. Известь жгли возле каменоломен в дальней деревне Холщевке, где нашли заброшенные еще в стародавние времена печи-вертки, выложенные из крупных блоков известняка сводчатые пустотелые сооружения, внутри которых разводился огонь, своей мощной силой пережигавший каменья в сыпучую массу. Известь гасили и огромных творилах (чанах) уже на месте строительства. С началом работ в кремле была установлена и кузня, в которой изо дня в день "работал металл" нижегородец Герасим Федоров, ковавший стальные связи, закладываемые внутри стен для прочности, оконные решетки со ставнями, полотнища дверей, кресты будущих глав храма и колокольни, цепи огромного паникадила, которые должны были поднять светильник по центру собора. На следующий 1629 год, ранней весной, по высокой паводковой воде балахнинец-промышленник Антон Васильев доставил в Нижний Новгород на своих ладьях сразу 86 тысяч кирпичей, необходимых по сметной росписи для завершения строительства. Тот же "кирпичник" на своих заводах в Балахне изготовил и большие глиняные корчаги-голосники, которые следовало поместить в кладку стен восьмерика, чтоб снять не редко возникавшее меж граней открытого во внутрь шатра эхо. Это была одна из профессиональных тайн мастерства русских зодчих. От умелого расположения горшков-голосников на нужном уровне либо возникала удивительная акустика, либо помещение становилось негодным для церковного пения. Старший зодчий Лаврентий Возоулин заболел, и руководство строительными работами должен был взять на себя Антон. По этой причине возведение храма не удалось закончить в 1629 году. На завершение строительства Михаило-Архангельского собора после этого ушло еще два года. Лишь в 1631 году безымянный летописец запишет: "В 7139 году в Нижнем строена церковь каменная Архистратига Михаила...". Нижегородский Михаило-Архангельский собор является уникальным для начала XVII века ансамблем, где собственно храм соединен с колокольней. Звонарь здесь мог не только слышать, но и видеть весь ход храмовой службы с яруса звона через арочный верхний проем, каменная лестница к которому ведет от небольшой дверцы у главного входа внутри западной и южной стен. Ему, таким образом, не надо было спешно взбираться к колоколам отдельно стоящей высотной колокольни, чтобы звоном оповещать нужные слова службы. Более трех с половиной столетий венчает Михаило-Архангельский собор Часовую гору Нижегородского кремля и остается важным художественным и историческим памятником не только древней Нижегородской земли, но и всей России!***************************************************** Дорогие любимые милые женщины!С праздником вас!С началом весны! С вашим праздником светлым,Таким обаятельным, полным щедрот!Пусть каждый Ваш день будет самым заветным,Пусть будет значительным каждый ваш год!КАК МОЛИЛИСЬ И ВЕРОВАЛИ РУССКИЕ ЦАРИ-ГОСУДАРИРаннее утро заставало Государя в крестовой, в которой молебный иконостас, уставленный иконами, давно уже освещался множеством лампад и восковых свечей, теплившихся пред каждым образом. Государь вставал обыкновенно часа в четыре утра и, умывшись, тотчас же выходил в крестовую, где его ожидали духовник, или крестовый поп, и крестовые дьяки. Духовник благословлял Государя крестом, возлагая его на чело и ланиты, причём Государь прикладывался ко кресту и начинал утреннюю молитву. В то же время крестовой дьяк поставлял пред иконо¬стасом на аналое образ святого, память коего праздновалась в тот день. По совершении молитвы, продолжавшейся с четверть часа, Государь прикладывался к иконе, а духовник окроплял его святою водою. Святая вода привозилась иногда из весьма отдалённых мест, из монастырей и церквей, прославленных чудотворными иконами. Вода эта называлась «праздничною», потому что освящалась в храмовые праздники, совершаемые в память святых, во имя которых сооружены были храмы. Почти каждый монастырь и многие приходские храмы, по отправлении такого праздне¬ства, доставляли праздничную святыню, икону праздника, просфору и святую воду в вощанке (восковой сосудец), в царский дворец, где она подносилась лично Государю. Таким образом, праздничная вода не истощалась круглый год.После моленья крестовый дьяк читал духовное слово — поучение из особого сборника слов, распределённых для чтения в каждый день на весь год. Сборники эти известны под именем Златоустов, или Златоструев. Они составлялись из поучений отцов Церкви, и преимущественно Иоанна Златоуста, отчего и назывались Златоустами. Окончив утреннюю молитву, Государь выходил здороваться с царицею в её переднюю или столовую. После того они слушали в одной из верховых церквей заутреню, а иногда и раннюю обедню.Между тем с утра же рано собирались во дворец все бояре, думные и ближние люди — «челом ударить государю» и присутствовать в Царской Думе. Обсудив с боярами дела, Государь в их сопровождении шествовал, часу в девятом, к поздней обедне в одну из придворных церквей. Если же тот день был праздничный, то выход делался в собор, или в храм, или монастырь, сооружённый в память празднуемого святого. В общие церковные праздники и торжества Государь всегда присутствовал при всех обрядах и церемониях. Поэтому и выходы в этих случаях были гораздо торжественнее. Обедня продолжалась часа два. Едва ли кто был так привержен к богомолью и к исполнению всех церковных обрядов, служб, молитв, как русские цари. Один иностранец рассказывает, например, о царе Алексее Михайловиче, что он в пост стоял в церкви часов по пяти или по шести сряду, клал иногда по тысяче земных поклонов, а в большие праздники по полутора тысяч.