Меню сайта

Наш опрос

Откуда Вы унали о моём сайте?
Всего ответов: 200

Форма входа

Календарь новостей

«  Сентябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родник №13

 


Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли,
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.

Юный лес, в зеленый дым одетый,
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Всё весны дыханием согрето,
Все кругом и любит, и поет.

А.К. Толстой
***************************************************************
Праздники марта

16 – неделя 1-я Великого поста. Торжество Православия

17 – Блгв. Кн. Даниила Московского (1303)

18 – Обретение мощей блгвв. кнн. Федора Смоленского и чад его Давида и Константина, Ярославских чудотворцев (1463)

20 – иконы Божией Матери, именуемой «Споручницей грешных» в Корце (Ровенск) (1622), В Москве (1848)

21 – иконы Божией Матери «Курской-Коренной» (1898)

22 – 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся.


23 – неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиепископа Фессалонитского

27 – Федоровской иконы Божией Матери

29 – поминовение усопших

30 – неделя 3-я Великого поста. Крестопоклонная.



Великий пост - с 10 марта по 26 апреля


НАРОДНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

16 марта – праздник Волоколамской иконы Божией Матери.
Образ этот чудотворный. Внешне представляет собой копию Владимирской иконы Богородицы. Икона хранится в Иосифо-Волоцком монастыре с 1572 года.

17 марта – день святого Герасима.
О нем в народе говорят: «Герасим-грачевник грача на Русь ведет, а со святой Руси кикимору гонит». Ни к грачам, ни к кикиморам святой Герасим отношения не имел. Он был связан, скорее, со львами. Этот настоятель монастыря на реке Иордан славился умом, силой духа и всеобъемлющей добротой.

18 марта – день святого Конона.
Конону-огороднику молились и просили об избавлении младенцев от оспы., а также о богатом урожае овощей, чтобы ни засуха, ни насекомые, ни черви не смогли навредить посадкам.

19 марта – праздник иконы Божией Матери Ченстоховской.
По преданию образ этот был написан самим евангелистом Лукой в Иерусалиме, где и исчез на долгие годы. В IV веке византийская царица Елена совершила паломничество к христианским святыням и обнаружила икону. Прошли века, и святыня, переходя из рук в руки, оказалась в Ополье, в замке Белз, у князя Владислава. Когда замок осадили татаро-монголы, князь повелел поставить икону на городской стене. Во время сражения татарская стрела попала в лик Богородицы. Из раны потекла кровь, а над полем боя опустилась белая мгла, от которой нападавшие стали во множестве умирать, для защитников замка туман вредоносным не был. Устрашившись, татары повернули назад и дальше на запад не пошли.
Вскоре князь Владислав услышал во сне голос, призвавший его перенести образ на Ченстоховскую гору, что на реке Варте. Он основал в небольшом селении Ченстохова монастырь и поместил туда икону Святой Девы. Случилось это в 1382 году. А в 1813 году после освобождения Польши от войск Наполеоне, настоятель обители подарил чудотворную икону русскому воинству. Икона хранится в южном боковом приделе петербургского Казанского собора. Запекшаяся кровь на месте раны, нанесенной татарской стрелой видна до сих пор.

20 марта – Васильев день. Василий – капельник.
С крыш капает, а за нос цапает – говорил народ.

23 марта – день святого Кондратия.
В этот день считалось хорошим признаком, если на землю падет туман. Во-первых, «день Кондратьев будет мглист – будет лен волокнист», во-вторых, «туман съедает снег» - скоро почва совсем очистится от зимнего покрова.

24 марта – день святого преподобного Евфимия.
С его благословения начали воздвигать Соловецкий монастырь. Мощи святого прославились множеством чудес и исцелений. Святому Евфимию молятся о сохранении чистоты и целомудрия.

25 марта – день памяти Феофана Хронографа и Григория Двоеслова.
Григорий Двоеслов был папой Римским в конце VI века. К ряду святых причислен в соответствии с высоким саном и заслугами в богословии.
Феофан занимался проповеднической деятельностью, заботился о распространении христианского учения. В историю христианства вошел как хронограф. Он зафиксировал все гражданские и церковные события, происходящие с первого года правления императора Диоклетиана с начала IV века до июля 813 года – за пять веков.

26 марта – день Перенесения мощей святого Никифора.
В 806 году был Константинопольским патриархом. В результате козней недругов Никифора сослали на остров Проконнис, где он и умер. Его святые мощи были обретены нетленными и благоухающими.


*********************************************************************




22 МАРТА - СОРОК МУЧЕНИКОВ

В каждой христианской семье в этот день пеклись жаворонки – 40 штук, по числу воинов-христиан, замученных в Севастийском озере в 313 году. Жаворонками угощались и те, кто сам не мог настряпать их. Испеченные жаворонки в старой России можно было купить в любой булочной – на них, сдобных и румяных, целый день был большой спрос.



В 313 году император Константин Великий издал указ о разрешении свободы вероисповедания. Христиане получили равные права с язычниками. Но соправитель Константина Лициний в своей части империи продолжал гонения на христиан. Он распорядился очистить в первую очередь от христиан свою армию, которой командовал Агрикола.
Под началом Агриколы находилась лучшая дружина, состоявшая из христиан, и насчитывавшая 40 воинов. Эта дружина слыла непобедимой.
Агрикола повелел своей дружине отказаться от христианской веры и совершить языческий обряд жертвоприношения. Воины-христиане отказались выполнить приказ своего начальника. Тогда дружину разоружили и поставили перед судом. Угроза жестокой расправы не поколебала твердости убеждений воинов-христиан. Дружину заперли в темницу. Там воинов подвергли лютой пытке. Но никто из них не отрекся от Христовой веры. Дружинников раздетыми вывели из города Савастии, где это происходило, и погнали к расположенному
неподалеку озеру.



Озеро было покрыто льдом. Мучеников загнали на лед. И свершилось чудо: лед растаял под ногами, и вода нагрелась. Разъяренные стражники вывели мучеников на берег и всем перебили колени. Такой пытки многие не выдержали и умерли. И живых, и мертвых воинов повезли на площадь, где были разведены огромные костры, и всех бросили в огонь. А останки потом сгребли и высыпали в озеро.
Сорок воинов погибшей дружины в народном поверье воплотились в жаворонков. И жаворонок стал одной из почитаемых на Руси птиц. Его прилет встречали радостно, как вестника весны. Народ говорил: «Чайка прилетела – скоро лед пойдет, зяблик – к стуже, жаворонок – к теплу». А если первые жаворонки появлялись в небе точно в день Сорока Мучеников, это сулило хороший урожай проса.
Возвратившись с утреннего молебна в церкви и позавтракав с только что испеченными «Жаворонками», посадские жители и селяне обычно устраивали в обед поминки по погибшим воинам-родственникам, по всем усопшим родным и близким. А к вечеру мысли крестьянина опять возвращались к теперь уже недалекому времени полевых работ. Женщины в этот день готовили тыквенные семена. С них начинали заботу о предстоящих делах на бахче. Тыква считалась овощем обстоятельным, надежным и неприхотливым. Ее посевом работа на бахче зачиналась, её уборкой и заканчивалась. И «зачин» в день Сорока Мучеников обещал хороший урожай тыкв, которыми крестьяне на юге России всю зиму, как картошкой, кормились сами и подкармливали домашнюю скотину.
«Сорок Мучеников, - говорили в народе, - день с ночью равняют». И это совершенно верно: приходит весеннее равноденствие, солнцеворот.
Этот день, именовавшийся в просторечии «Сороки», прочно связан в народном сознании с числом сорок. Крестьянки пекли из овсяной и ржаной муки сорок шариков и выбрасывали по одному каждый день за окошко. При этом произносили слова особого заговора:


Мороз, красный нос,
Вот тебе хлеб и овес.
А теперь убирайся подобру-поздорову!


Дети старались 22 марта перекинуть через крышу избы 40 палочек – это предвещало удачу.

********************************************************************


БУЛОЧКИ «ЖАВОРОНКИ»

Один из русских обычаев – печь «жаворонки», вкусные булочки в форме птичек, чтобы отметить начало весны и возвращение птиц из теплых стран.


Тесто: 1 кг муки; 50г дрожжей; 200г сахара, чайная ложка раст. масла, пакетик ванилина.

1. в теплой воде разведи дрожжи, + мука, сахар, ванилин и замеси тесто.
2. тесто должно хорошо подняться.
3. раздели тесто на небольшие полоски. Раскатай каждую полоску так, чтобы получился тонкий валик.
4. каждый валик завяжи узелком. Один из концов узелка будет головкой птички, вставь туда две изюминки – глазки. Другой конец узла – хвостик. Возьми вилку и надави на хвостик, получатся птичьи перышки.
5. теперь «жаворонков» можно выкладывать на противень и выпекать в духовке.
6. горячие булочки смазать растительным маслом.
7. кушайте на здоровье и угощайте друзей.

********************************************************************


СВЯТОЙ ГЕРАСИМ


Жаркая Иорданская пустыня. Солнце палит нещадно. Ни кустика, ни деревца. Некуда спрятаться от пекла. Воздух горяч до того, что обжигает внутренности. Колючий песок набивается в рот, нос, глаза….
Вот именно здесь, недалеко от Иерусалима поселился человек. И дано ему при рождении было имя Герасим (почтенный). Решил он уйти от мирской жизни, от суеты, болтовни. И выбрал себе не раздольное поле и зеленый лес, а знойную пустыню. Время шло, прознали про отшельника люди и потянулись к нему. Вскоре здесь был основан монастырь. Жизнь была здесь строгая, суровая. Праздные разговоры были не в почете. Каждодневная работа – плетение корзин, постоянная молитва, скудная трапеза на воде, кореньях, да сухом хлебе.
Вы себе можете позволить иногда поесть мясо, молоко, а в том монастыре не разрешалось даже разжечь огонь. Только в воскресные дни иногда было послабление, можно было есть вареную пищу.
Жители города Иерихона, услышав о таком строгом подвижничестве под руководством святого Герасима, каждую субботу и воскресенье приходили в обитель преподобного и приносили пищу, вино.
А дальше опять суровые будни. Не было у иноков лишних вещей: только сосуд для воды, ветхая одежда да рогожка для сна. Замков на кельях не было. Царило доверие и единство. Сам Герасим показывал пример аскетизма и богоугодной жизни. Часто он уходил далеко в раскаленные жабры пустыни и молился.
Однажды, уйдя на очередное моление, увидел льва. Испугался Герасим, что может сделать человек против царя зверей?! Ждал, быстрого прыжка и клацанья острых зубов над ухом. Но лев не прыгнул. Он лежал на горячем песке и тихо стонал. Одна лапа его была вытянута, опухла, а в середине торчал острый шип. Только его измученные болью глаза молили об исцелении.




Преподобный Герасим Иорданский. Икона конца XVII - начала XVIII века.

Попросил Герасим благословения Божьего, перекрестился и осторожно подошел к грозному зверю. Стараясь не причинить лишних страданий, очистил рану, вытащил шип, перебинтовал платком. И пошел себе дальше. Когда подходил к монастырским воротам, оглянулся, и увидел, что ковыляет за ним измученный болью лев. Вынес ему Герасим хлеба и воды, потрепал мо рыжей шерсти. Звери ведь тоже понимают что такое преданность и верность. Так и остался он в монастыре.
Герасим и ему дело нашел. В обители жил осел, который возил воду из Иордана для иноков. Вот и определили льва охранять осла.
Однажды вернулся лев с пастбища один. Где осел? Неизвестно. А глаза у льва виноватые, голову потупил бродяга.
Понял Герасим, что осел стал обедом для хищного зверя. Что делать? Ведь нет другого осла в обители. Приказал старец льву теперь самому воду носить.
Нацепят ему на спину бочонок для воды и айда вперед, за водой на далекий берег Иордана. Так и закрепилась за львом кличка «Иордан».
Как-то оказался у монастырских стен богатый воин и увидел навьюченного льва.
- Ну и дела! Где ж это видано, чтобы дикий зверь на людей работал?
Герасим рассказал ему, как схитрил лев, взыграл в нем его хищный нрав и съел он осла, возящего воду для братии. Вот за то и наказ, теперь сам водоносом стал.
Еще пуще удивился воин. Но больше всего поразила его покорность льва. За это пожалел воин хищника, и купил инокам нового осла.
Но лев никогда не отставал от Герасима, ходил за ним повсюду, провожал до кельи, ждал с молитвы. Ночью ложился у кельи и охранял покой старца.
Одним ранним утром увидел Герасим льва, а на поводке у него был осел, а за ослом шагали три верблюдицы. Узнал Герасим того самого осла, что воду возил с реки. Сколько старец не спрашивал, откуда взялся тот самый осел, да все бестолку. Хоть лев и царь зверей, да только чужда ему человеческая речь. Он гордо помахивал хвостом и молчал.
А загадка разгадывалась просто. Когда Иордан пас осла, уснул на солнцепеке. А в это время проходил по берегу богатый купец. Что такое? Почему осел пасется один? Нет рядом пастухов. И взял он осла себе. А через время отправился продавать пшеницу с караваном верблюдов по той же дороге. И осел с ним вышагивал. Тут-то и повстречался с караваном лев. Зарычал грозно да и схватил осла за поводок. Люди от страха разбежались. А Иордан к старцу отправился. Вот он, ваш осел, не ел я его, читалось в мудрых глазах.



Монастырь Св. Герасима до прокладки шоссе. Начало 90-х гг.
Взято из книги "Археология - линия горизонта".


Повинился старец перед Иорданом, погладил его рукой. А лев и не обиделся вовсе. По-прежнему за старцем вился хвостиком. Ходил за ним долгих пять лет. Больше всех любил он Герасима, помнил доброту его.
Но вот Господь призвал Герасима. А льва в это время не было в обители. Плакала братия пока обмывала и погребала тело старца. Иордан вернулся и как раньше лёг у кельи. Завтра будет утро раннее, взойдет солнышко, надо сопроводить Герасима в пустыню на молитвенное послушание. Только не поймет Иордан, отчего все вокруг плачут, объясняют ему что-то. Но и у льва сердце не каменное, почувствовало что-то. Забегал лев, заскулил. Есть и пить отказывался. И тогда инок Савватий отвел Иордана на могилу к преподобному старцу.
Никто никогда раньше не слышал такого страшного львиного рыка. Рычал Иордан горько и грозно, сердце разрывал иноку Савватию. Понял зверь, что больше никогда не погладят мягкие добрые руки его спину, не пожурит, не похвалит старец. Не вернулся лев обратно в монастырь. Всю ночь монастырское кладбище оглашал протяжный жуткий вой. К утру Иордан умер на могиле Герасима от горя и тоски.
До сих пор существует монастырь, основанный Герасимом. Ни пески ему не помеха, ни знойные ветры, ни жгучее солнце. Знай себе живет и здравствует. Живут в нем другие подвижники и молятся за всех нас Богу.
Не только преподобный Герасим, но и многие другие святые смогли найти общий язык с дикими зверями.
Сергий Радонежский кормил с руки медведя, святой Герман Аляскинский кормил птиц и горностаев сушеной рыбой….
Когда-то давно звери и человек понимали друг друга, находили общий язык, никогда не враждовали. Царило полное согласие между человеком и природой.
И всем нам надо стремиться к такому согласию, и тогда взаимоотношения с окружающим миром наладятся не только для каждого лично, но и для всего человечества.

******************************************************




Главная святыня Костромы Федоровская чудотворная икона датируется IX - XI вв. Неизвестно когда она попала на Русь. Впервые обнаружил ее князь Юрий Долгорукий, основавший Кострому.В 1272г. икона явилась под Костромой.Князь Василий Ярославич по прозванию Квашня, младший брат Александра Невского, отправляясь на охоту к речке Запрудне, увидел, что его гончие собрались вокруг сосны и "притужно" лают. Он подъехал, слез с коня и увидел стоящую на ветвях икону Божьей Матери с младенцем на руках. Он хотел, было ее взять, но она невидимой силой поднялась выше. Только священники, с которыми он пришел из города, смогли снять ее с дерева и привезти в Кострому. С тех пор существует обычай поднимать Федоровскую икону только руками священников. На месте обретения иконы князь Василий заложил святую обитель. В Костроме она была поставлена в соборе Федора Стратилата, построенном еще Юрием Долгоруким. Отсюда икона стала называться Федоровской. Деревянный собор дважды горел, оба раза перестраивался, чудотворная икона, никем не вынесенная из храма, оставалась целой, даже краски на ней не поблекли. После пожаров церкви Федора Стратилата над Волгой указом князя Василия поставили каменный собор и освятили его память Успения Божьей Матери, который стал домом для иконы.Вскоре после явления иконы, к Костроме подошло огромное войско татар. Князь, не имея большого войска, отправился к ним навстречу с дружиною, взяв икону, надеясь на Божью помощь. Бой состоялся у села Некрасово, в версте от Ипатьевского монастыря, у озера, которое после битвы названо было Святым.Князь Василий пошел на врага, развернув к ним икону ликом. "И тогда видеша погании от иконы лучи огненныя, и, видевше, смутишеся, и на бежание устремишася. Князь же великий гнаша в след их, и многих поби, и живых поима", - сказано в древней повести. От этих лучей многие татары ослепли. На этом месте, в память великого чуда поставлена икона, существующая до сих пор. Слава иконы ширилась. В XVII в. она стала родовой дома Романовых. День восшествия на престол первого государя из рода Романовых праздновался как день чудотворной Федоровской иконы Божьей Матери. Икона вернулась домой в Успенский собор на Волге. Для Рождественского храма Московского Кремля для царского семейства с нее были сняты копии. Списки с Федоровской распространились по России. Были случаи, когда списки становились чудотворными. Четыре копии чудотворной иконы ушли на войну в 1812 г. с четырьмя полками костромского народного ополчения.Последняя императрица никуда не выезжала без Федоровской иконы. Лишить императрицу этой иконы, было бы равносильно лишить ее жизни. В Екатеринбурге в доме Ипатьева найдена была принадлежавшая императрице Федоровская икона Божьей Матери.******************************************************************Одна из старейших и древних святынь рыбинского края , ценнейший памятник архитектуры и истории – Спасо-Преображенский собор. Это самый древний храм города.В 1654 году на волжском берегу началось строительство каменного храма в честь Преображения Господня. На его памяти случались и пожары, и более приятные события. 9 мая 1767 года в Спасо-Преображенском храме слушала божественную литургию императрица Екатерина Великая, путешествовавшая по Волге. Из храма императрица проследовала в специально подготовленный для нее дворец по Крестовой улице, на которой «женщины, поставленные в два рядя, одетые в богатое русское платье с высокими жемчужными кокошниками устилали дорогу своими наилучшими платками. Такое усердие привело в восхищение прозорливую Екатерину, и она долго и милостиво разговаривала с купеческими женами».После этого в храме осталось храниться обтянутое зеленым бархатом, украшенное позолотой и вензелем тронное кресло, поднесенное жителями Рыбинской Слободы именитой гостье. Сейчас оно находится в Рыбинском музее. В 1795 году начато строительство колокольни при храме. Словно легкая свеча с острым шпилем возвысилась она над городскими кварталами. С четвертого яруса колокольни в ясный день течение Волги просматривалось в обе стороны верст на сорок, а полоса реки Шексны простиралась до 30 верст. Не случайно колокольня долгое время служила пожарной каланчой.Но собор был мал и тесен. В 1811 году поднимался вопрос о строительстве в городе нового собора. Старый собор был разобран в 1838 году. В сентябре этого же года произошло освящение основания нового храма. Собор вмещал более 3000 молящихся. В 30-х годах Преображенский собор был закрыт. Атеисты разрушили барабаны глав, а соборный камень предполагали пустить на строительство нового моста через Волгу. Много трудностей пережил Спасо-Преображенский собор. Но сегодня он возрождается.*************************************************************Торжество ПравославияВ первое воскресенье Великого поста совершается чин «Торжество Православия», установленный в 842 году при царице Феодоре в память восстановления почитания Святых икон. В конце литургии священнослужители совершают молебное пение перед иконами Спасителя и Божией Матери, молясь Господу об утверждении в вере православных христиан и обращении на путь истины всех отступивших от Церкви. Диакон затем громко читает Символ Веры и произносит анафему, то есть объявляет об отделении от Церкви всех, кто осмеливается искажать истины Православной Веры, а также произносит «вечную память» всем скончавшимся защитникам веры православной и «многая лета» живущим.Крестопоклонная неделяТретья неделя Великого поста называется Крестопоклонная.На богослужении Крестопоклонной недели (на воскресном всенощном бдении) совершается поклонение Честному Кресту. Священнослужители выносят крест из алтаря и полагают на аналое посреди храма, после чего совершается трехкратное поклонение кресту, при этом священнослужители и народ поют: «Кресту твоему поклонимся, Владыко, и святое Воскресение Твоё славим». Крест остается на середине храма в течение всей седмицы, до пятницы.Начинающаяся в этот день четвертая, Крестопоклонная седмица является серединой поста, когда немощные человеческие силы ослабевают и постного подвига. Поклонение Кресту Господню, напоминающее нам о Христовых страданиях и воскресении, воодушевляет и укрепляет верующих для продолджения постовых трудов.**************************************************************************Родословная вещейСлово «мебель» происходит от латинского слова mobilis – «подвижный». Несколько тысяч лет мебель служит человеку, используется им для разных целей.Многие образцы простой мебели с течением времени все более совершенствовались, становились редкими, дорогими изделиями, ими украшали парадные помещения.Изобретателями стула считаются древние египтяне. Доступна эта мебель была только семье фараона. В Древней Греции стулом пользовались в основном женщины, дети и больные. В Средневековой Европе стул продолжал оставаться принадлежностью богатых и знатных. Ведь трон – это тоже своеобразный вид стула. Но сидеть на нем могли только короли.В России стул входит в широкое употребление только после Петра I. До этого сидели только на лавках, либо на сундуках. Обычно мебель делалась из дуба и ореха, была громоздкой и тяжелой. Она казалась очень массивной еще и от того, что обивалась железом. Массивная мебель редко переставлялась с места на место. Дерево старались закрыть тканями: столы – скатертями, скамьи – подушками. Та часть, которая не закрывалась, часто расписывалась красками.В Оружейной палате Кремля сохранились уникальные троны русских царей: Ивана Грозного – покрытый костяными пластинами с резьбой; Бориса Годунова – осыпанный бирюзой, с золотой отделкой.А в русской избе главным сидением был коник, названный так потому, что по бокам имел стенки, вырезанные в виде конской головы. Эти резные головы охраняли избу от разных напастей. В крестьянской избе каждый знал свое место: хозяйское – под образами в красном углу, перед окнами на улицу - девушки и дети, а хозяйка обычно сидела с краю, чтобы никому не мешая, вставать и подавать к столу. Немало интересных историй может поведать такой тип мебели как сундук. Встречались сундуки-кровати, сундуки-хранилища, куда складывали деньги, посуду, платья. Постепенно сундук становится символом богатства. Лучшими считались дубовые сундуки, обитые полосками жести. Сундук закрывался на массивный замок. По желанию заказчика делали внутренний замок, часто со звонком. В жилище сундук ставили на самое видное место. Переднюю стенку украшали орнаментом, рельефными фигурами. Однажды поставленные друг на друга сундуки явились прообразом современного шкафа.********************************************************************************Еще дуют холодные ветры,И наносят утрени морозы.Только что на проталинах весеннихПоказались ранние цветочки,Как из чудного царства воскового,Из душистой келейки медовойВылетела первая пчелка,Полетела по ранним цветочкамО красной весне поразведать,Скоро ль будет гостья дорогая,Скоро ли луга позеленеют,Скоро ль у кудрявой у березыРаспустятся клейкие листочки,Зацветет черемуха душиста.А.С. ПушкинМАРТТеплый ветер вихревой,Непутевый, вестовой,Про весну смутьянит, шалый,Топит, топчет снег отталый,Куролесит, колесит,Запевалой голосит…Кто-то с полночи нагребНа проталину сугроб,Над землею разомлелойПронесясь зимою белой.Старый снег на убыль шел, - Внук за дедушкой пришел.Солнце весело печет,С крыш завеянных течет.С вешней песней ветер пляшет,Черными ветвями машет,Понагнал издалекаЗолотые облака.В. Иванов