Хозяйки в это время старались избавиться от старых соломенных постелей. Во дворе разжигали большой костер и сжигали на нем свои пожитки. А в чуланах уже лежали готовые к употреблению новенькие соломенные одеяла и подушки.
Старики тоже не отставали от молодых, кидая в пламя изношенные за лето лапти. Исполнив этот обряд, дедушки и бабушки верили, что тем самым «прибавят себе ходу на всю зиму».
В этот день часто первый раз топили в жилых горницах печки. Причем дрова полагалось брать яблоневые – от них якобы в избе всю зиму тепло будет. По такому случаю усердные хозяйки пекли блины, которые «запекают углы», защищают от сквозняков и холода.
«Приспей, товарец, вовремя, сдам тебя на Покровскую», - приговаривал народ, стараясь в этот день поспеть на ярмарку. Уж чего-чего, но развлечений хватало: «было там «хмельно, горласто, празднично, пестро, красно кругом».
Диву даешься, как все успевал народ за один-единственный день!
Впрочем, день - особый – чудотворный!ПРАВОСЛАВНЫЕ СВЯТЫНИ
Звени, звени, Кугерский ключ!
В зарослях черемух и ив, высоких тополей и душистых лип звенит этот ключик.
С давних времен верующие приходили сюда за целебной водой. Воду набирают в канистры, банки, бутылки, и она хранится много лет, при этом не портится, а всегда свежая и прозрачная. Но пить это одно. А вот многие люди еще и купаются в святом источнике. Температура воды +4 градуса. Ломит руки, когда умываешься. Но смельчаки, и верующие люди, осеняют себя крестным знамением и вперед – в деревянную колоду.
Никогда еще ни один человек не простудился. Потому как Ключик истинно Святой. Забил по благословению местночтимого святого старца
Тихона.
Родился Тихон в 60-е годы XIX века в деревне Кугерь Уржумского уезда. Он рано остался сиротой, и односельчанки-монахини увозят его в далекий монастырь. Настоятель заметил у монаха необыкновенные способности и велел ему вернуться к людям, чтобы помогать им.
Ничем особенным вроде бы Тихон не отличался. Средний рост, русые волосы, зимой и летом на нем - рваный тулуп и валенки. Хотя зимой он мог по снегу и босиком пройтись. Нет, он не был безумным. Он просто выбрал для себя такой путь служения Богу – путь юродивого. Юродивые Христа рад, люди совершенно здоровые психически, сами, добровольно брали на себя тягчайший крест безумия. Это был подвиг. Самый высокий христианский подвиг, на который призывались Господом особые подвижники.
Слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, требуется величайшее мужество. Мир не понимая юродивых, глумится над ними, и не поймет он, какая великая скорбь переполняет сердца этих подвижников.
Отец Тихон видел людей насквозь с их пороками, жадностью и добротой, радостью и горем. Часто останавливался в домах бедняков, а богатых обходил стороной. А все его богатство – доставшиеся от родителей иконы и книги.
Служил отец Тихон в церкви села Архангельское иеродиаконом. Здесь в полной мере раскрылся его дар ясновидения. Ничего нельзя было от него скрыть. Людей и их поступки читал словно книгу. Много было ходоков к Тихону, каждый со своей проблемой, вопросом. И он никому не отказывал. Только предсказания свои не прямо в лоб высказывал, а как загадку, присказкой. Попробуй догадайся.
Как-то отправили к отцу Тихону двух девочек, ватрушки горячие отнести. Пока несли, одна есть захотела, одну ватрушку съела, другую в кустах спрятала, на обратный путь. Пришли они к старцу, отец Тихон их за стол усадил, чаю налил, да и велел им все ватрушки съесть. Пока не съели, из-за стола не выпустил. А как пошли в обратный путь, так он и говорит одной: «Ватрушку-то в кустах не забудь».
Много он сделал пророчеств и ни разу не ошибся.
Конечно, власти не любили его. А кто же любит провидцев-то? Ведь как не утаивай, а все старец про тебя знает, про все твои темные мыслишки, про крамолу и злобу. Несколько раз его арестовывали, но старец возвращался назад. «Что с него взять, дурачок»! – говорили милиционеры. А дурачок этот помогал людям, лечил их тело и души.
Господь забрал старца к себе прямо в ночь на Пасху. Только светлые люди удостаиваются этого. Похоронили его на местном старом кладбище. Не зарастает тропинка к могилке отца
Тихона.
Верующие приходят на могилку кто в скорбях, кто в печалях, кто в радости и благодарении, кто просто за благословением на добрые дела. Многие берут щепотки земельки с могилки для себя или для близких, чтобы с верою исцелиться от каких-либо недугов, телесных и духовных. Многие получали и до сего дня получают
молитвенную помощь от отца Тихона.
Остался Тихоновский Кугерский ключ, что бьет родником из недр земли и исцеляет страждущего и болящего. Над ключом стоит часовенка. Святой ключ - памятник природно-исторического значения. Кроме того, это памятник природы, даже лекарственные травы собирать рядом с источникомзапрещено.
Здесь очень любят отдыхать уржумцы. Недалеко от родника поставлены столы и лавочки, сооружен мангал. Жаль только, что это святое место все чаще напоминает свалку. Мы ведь как отдыхаем? Где едим, там и сорим. Вокруг разбросаны бутылки, пакеты, обертки…. Словно это и не Святoe место! А ведь отец Тихон предупреждал всех нас: «Осквернят люди, - источник оскудеет». Еще совсем недавно ключ перестал так звонко журчать. Иссяк родник. Забеспокоился народ. Отдыхающих стало приезжать меньше. И ключик словно вздохнул, ожил, вновь зазвенел холодной прохладой, чистой как слеза. И горит свеча в часовенке, и смотрят на нас святые лики. И нельзя тут соврать, не раскаяться, не пересмотреть всю свою жизнь от начала до сегодняшнего дня.
Каждый год 29 июня проходит однодневный крестный Тихоновский ход от уржумского Свято-Троицкого собора до Архангельского кладбища, где похоронен старец. Идут в любую погоду люди разного возраста от трех до 85 лет. И дождь хлещет по их спинам, и жаркое солнце печет голову, льется по лицу соленый пот, разъезжаются ноги в грязной жиже. Но не остановить их. Чист их взор, как чисто их сердце и помыслы.
С шести утра до семи-восьми вечера продолжается крестный ход. «Ох, бедные, - промолвила одна женщина, - идут в такую жару в такую даль». Только какие же они бедные? Они счастливее всех тех, кто не пошел в этот крестный путь, счастливее тех, кому неведомо это счастье долгой пыльной дороги.
В конце пути – Святой ключ, приникая к чистому истоку, понимаешь, что благодать Святого Духа незримо присутствует здесь. Удивительное чувство мира в душе сочетается с необыкновенной красотой и тишиной вокруг.
Пусть будет благословен тот источник, пусть не иссякает его песня, пусть исцеляет и врачует Святой Ключ души людские.
СИЛЬНА РУСЬ МАСТЕРАМИ. народные промыслы В половине XVI века на месте колокольни Ивана Великого стояла церковь Иоанна Лествичника и при ней висел небольшой Царь-колокол, весом в тысячу пудов, слитый во времена опричнины Иоанном Грозным. При царе Алексее Михайловиче, в 1654 году, на место его был слит другой уже гораздо больший колокол, весом в 8000 пудов. Предание говорит, что, так как никто не брался поднять его, то он оставался без употребления до 1668 года, когда уже решился поднять его механик самоучка — царский привратник. Колокол этот висел подле Ивановской колокольни, но в пожаре 1704 года от высокой температуры он треснул. В 1731 году его сняли, а в 1734 году, по повелению Анны Иоанновны, приказано было к нему прибавить еще тысячу пудов весу, причем предполагали приделать к Ивану Великому особую небольшую колокольню для этой громады. Артиллерии колокольных дел мастер Иван Федоров Маторин взялся за работу и не подумал испугаться, когда колокол определено было вылить в 12000 пудов. Устроили в Кремле литейную яму, между Чудовым монастырем и Иваном Великим, и Маторин принялся за дело. Работа оказалась сначала неудачна. И все пришлось начинать заново. И вот колокол – великан готов. Его подняли над ямою и повесили на особых подмычках. Страшный пожар в 1737 году, в праздник Святой Троицы, начавшийся от забытой копеечной свечки, опустошил Москву и Кремль. Колокол упал с обгоревших брусьев в ту яму, где его лили. То ли при падении вышиблен был из него край от удара, то ли от того, что, желая потушить огонь в яме, лили в нее воду, колокол треснул, и из него вывалился большой кусок (весом 11,5тонн). Таким образом, колокол был поврежден и к употреблению он уже не годился. Императрица Елизавета Петровна хотела опять перелить его. Представленная смета показалась ей слишком большою, и исполин остался в своей яме. Много было потом относительно его проектов: пытались мастера припаять отшибленный край, вытащить колокол из ямы и построить для него особую колокольню. Но громадные размеры колокола заставили отложить такое намерение. Между тем он безобразил Кремлевскую площадь обширною ямою. Царь-колокол лежал в глубокой яме напротив Чудова монастыря, над ямою был настлан деревянный помост с подъемной дверью, от которой ключи хранились у звонарей Ивановской колокольни. Любопытные спускались смотреть колокол в подземелье по крутой деревянной лестнице, вслед за проводником, который шел вперед с зажженным фонарем. В 1836 году велено было вынуть колокол и поставить на гранитном пьедестале подле колокольни Ивана Великого. Монферран приступил к этой работе и, в конце концов, колокол был поднят из ямы, передвинут на пьедестал, где он и теперь находится. Наверху его утвердили позолоченное яблоко с крестом, а внизу, на мраморной доске, надпись золотом: «Колокол сей, вылит в 1733 году, повелением государыни императрицы Анны Иоанновны, пребывал в земле сто и три года и волею и благочестивейшаго государя императора Николая I поставлен лета 1836, августа в 4-й день». Надпись на пьедестале сочинена архитектором Монферраном, и в ней сделаны две существенные ошибки. Первое — колокол вылит не в 1733, а в 1730 году. Затем: колокол пробыл в земле не сто три года. Пожар московский происходил в 1737 году, когда Царь-колокол упал, а вынули его в 1836 году, следовательно, он пробыл в земле 99 лет. Колокол украшен наверху изображениями московских чудотворцев, а посредине — особ императорской фамилии; из них императрица Анна Иоанновна изображена во весь рост; но ясно вышли только голова и корона. Общий вес Царь-колокола составляет почти 202 тонны; высота с ушками 6,14м, диаметр 6,6м. С 1836 года колокол стоит на белокаменном помосте рядом с «Иваном Великим».Стихи наших бабушекЗАЯЧЪЯ ДУШАВ лесу на проталой полянке,В дремучем весеннем боруУстроили зайцы гулянки,Затеяли зайцы игру…Звенели весенние воды,И прыгал с пригорка родник,И зайцы вели хороводы,Забывши про мой дробовик.И зайцы по-заячьи пели,Водили за лапки зайчих…И радостно сосны шумели,И звезды качались на них…Всю ночь я бродил все и слушал,Ах, друг мой, открою тебе:За бедную заячью душуЯ так благодарен судьбе!..С.А. КлычковВ ДЕРЕВНЕКак я люблю свои березы,Свои леса, свои луга,И ночи летние, и грозы,И зиму с стужей, и снега.Люблю я речки серебристойХрустально-нежный разговор,И травки бархатный, душистый,С цветами скромный разговор.Люблю я мирные картиныСвоих полей, своих лесов,Люблю мычание скотиныИ звуки птичьих голосов.Я не расстанусь с этим раем,Люблю я эту красоту,И город с пылью и трамваемИм ни за что не предпочту.М.П. ЧеховЛАДОШКА - для самых маленькихПРИКЛЮЧЕНИЯ МАЛЕНЬКОЙ КАПЕЛЬКИ КАПЫ Жила на высоком синем небе на белом мягком облаке маленькая капелька Капа. Жила она не одна. Была и у нее мама, папа и много-много сестер и братьев. Все были веселые, шустрые, на подъем легкие. Вот сидели как-то раз на пушистом облаке Капа с подружками. Ножки свесили, болтали о том, о сем. Вдруг налетел ветер-озорник, раскачал облако, разогнал подружек-веселушек. Не удержалась капелька Капа, сорвалась с мягкой постели. И понес ее ветер куда глаза глядят. Летит Капа по синему небу, а внизу города большие с чудными башнями, реки бурлящие, горы, снеговыми вершинами в бездну небесную упираются…. Красота! От восторга у капельки даже голова закружилась. Зажмурилась она от счастья, да и зацепилась за кудрявую березу. В самой гуще листвы оказалась. Присела на листочек резной, отдыхает. Вдруг слышит, плачет кто-то. Свесилась Капа с листа, гнездо увидела, а в гнезде маленький вороненок плачет. Да так жалобно, так горько. Спрыгнула капелька к вороненку, смотрит на него своими синими глазами. «Чего ты плачешь-горюешь»? – спросила капелька. «Кар-р, карр-р, - запричитал вороненок, - улетела моя мама за червячками, а я пить хочу». «Ну, так полетели, вон родничок внизу звенит, там и напьемся», - затараторила капелька. «Не могу я летать», - пищал вороненок.«Вот это да! – удивилась Капелька, - есть два крыла и ты летать не умеешь»?«Ну и что, что два крыла, я еще маленький, в летную школу не хожу, потому и летать не умею», - всхлипывал вороненок. Напоила его капелька, жалко разве воды для хорошего вороненка. «Ну, а теперь спи, - сказала Капа, укрыла его мягкой перинкой, - жди свою маму и не плачь больше». А сама села на краешек гнезда и стала петь колыбельную песенку. А в песенке той рассказала о своей жизни: как жили на небе маленькие капельки, в прятки играли с солнечными зайчиками. Радугой-дугой сияли над земными просторами, дождем прозрачным проливались, землю-матушку поливали, цветы, деревья поили, реки быстрые наполняли, да потом снова в облака поднимались, чтобы завтра начать все сначала. Уснул вороненок, а капелька дальше полетела. Солнце к тому времени высоко встало. Залило светом все поля и луга. Жарко стало. Вдруг видит капелька, на сухой потрескавшейся земле сиреневый колокольчик умирает. Свернулись листья, поникли тонкие нежные лепестки. Только тяжелый вздох раздается. Наклонилась к цветку капелька. «Пить, - услышала она еле различимый шепот, - пить….