Меню сайта

Наш опрос

Откуда Вы унали о моём сайте?
Всего ответов: 200

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родник №7





ПРАЗДНИКИ ДЕКАБРЯ

17Великомученицы Варвары
18 Преподобного Саввы Освященного
19 Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца
22Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость»
25
Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского


*********************************************************


ОБЫЧАИ НАШИХ ПРЕДКОВ

ВАРВАРА-РУКОДЕЛЬНИЦА


            Русский народ связывал день памяти великомученицы Варвары с усилением морозов. «Варвара мосты мостит». «Трещит Варюха – береги нос и ухо».
Молодые крестьянки посвящали Варваре «засидки с рукоделием». Собирались в одной хате с вязаньем или вышиванием, обсуждали сельские события, делились своим мастерством.
Великомученицу-Варвару считали наибольшей рукодельницей. Когда в морозные дни на окнах проявлялись красивые узоры, говорили:




«Варвара свое рукоделье из рая прислала».

И нередко дополненные фантазией сельских рукодельниц рисунки с замерзших окон переносились на ткань и украшали невиданными «райскими цветами» и «дивными пальмами» женскую кофту или мужскую рубаху.
Варвара была одна из самых почитаемых на Руси святых.
Родилась и прожила свою короткую жизнь в финикийском городе Гелиополе. Ее богатый отец Диоскор, овдовев, решил воспитать единственную красавицу дочь в изоляции от внешнего мира. Для Варвары построили отдельную башню и наполнили ее роскошной обстановкой. Девушку окружали только особо подобранные служанки и учителя. Находясь в затворничестве, она занималась рукоделием и достигла в этом высокого искусства.
В своих вышивках и вязаньях Варвара старалась выразить совершенство окружавшей ее природы. И, размышляя об удивительной природной гармонии, она пришла к мысли о существовании всемогущего Создателя, сотворившего прекрасный живой и мертвый мир, и ей захотелось познать высшего Творца.
Варвара потребовала от отца предоставить ей свободу и получила возможность в сопровождении служанок бывать в городе. Она стала встречаться с христианами и пожелала присоединиться к ним. Вскоре ее посетил священник, переодетый купцом. Варвара с радостью приняла крещение и стала страстно исповедовать христианскую веру.
Она открылась в этом отцу. Диоскор разгневался так, что проклял дочь и привел ее на суд правителя Мартиана. Варвару подвергли пыткам. Во время истязаний к ней присоединилась одна из новых подруг Иулиания, пожелавшая своим примером стойкости облегчить страдания девушки. Тогда отец сам казнил Варвару. С нею вместе от рук стражников погибла и Иулиания. Произошло это в 306 году.
В VI веке мощи великомученицы Варвары были перенесены из Гелиополя в Константинополь, где в её честь возвели великолепный храм.



В 1108 году дочь византийского императора Алексея Комнина Варвара была просватана за великого князя Киевского Святополка Изяславовича, принявшего христианское имя Михаил. Став его женой, княгиня Варвара перевезла мощи своей святой покровительницы из Константинополя в Киев. Тут их поместили в Златоверхой церкви, которую построил великий князь Святополк-Михаил в честь своего ангела-хранителя. Ч этого времени и распространилось на Руси почитание святой великомученицы Варвары.
Со временем вокруг церкви, где хранились мощи святой Варвары, возник Златоверхо-Михайловский монастырь, который существовал до Октябрьской революции. После Октября монастырь закрыли, а мощи святой Варвары перенесли во Владимирский собор. Там они хранятся и по сей день.


19 декабря – Никола Зимний

О святом Николае Угоднике крестьяне говорили: «Нет за нас поборника супротив Николая». Он считался первым мужицким заступником.
В XVII веке в одной Москве насчитывалось 128 храмов, возведенных во имя Николая Чудотворца.





С Николиным благословением отправлялись путники в дальнюю дорогу: «Зови Бога в помощь, а Николу – в путь».после Николы Зимнего уходили дальние обозы с хлебом, солью, рыбой, кустарными изделиями».
По всей России Николу, особенно зимнего, чтили широко и щедро. В Николин день, после церковной службы, садясь за праздничный стол, сельские мужики непременно затевали мирскую «Николину свечу».
В дом, где она, по предварительному уговору, «зачиналась», приглашали священника. Ставили на стол небольшую горящую свечу. Священник окроплял ее святой водой. Гости поднимали «заздравную» в честь праздника, и каждый приклеивал к горящей свече кусочек воска, либо своего, либо купленного. Затем, заметно «потолстевшую» свечу в сопровождении священника отправляли в соседнюю компанию. Там процедура повторялась. Так в течение Николина дня «мирская свеча» обходила все дворы, и к вечеру неимоверно вырастала и достигала пудового веса. В конце дня заздравную свечу торжественно несли в церковь и ставили перед образом святого Николая. «Мирская» свеча являла собою знак всеобщего «взноса» за оказанное и будущее покровительство Николая Угодника во всех многотрудных делах селян.


************************************************************************

О! СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ТВОЙ!

НЕЧАЯННАЯ РАДОСТЬ

Когда человек с Божьей помощью и по молитвам Богоматери исправляет свою жизнь, случается огромная духовная радость, даже с совсем грешным человеком.



Один разбойник, проводивший весьма грешную жизнь, тем не менее, был привязан к Богоматери чувством благоговейной любви, и ежедневно молился перед Ее иконой. Как-то раз он собирался идти на разбой и перед выходом, обратясь к иконе Божией Матери, помолился. Тут внезапно он увидел, что у Божественного Младенца открылись язвы на руках и ногах, из Его бока хлынула кровь. Пав на землю, разбойник закричал:
- О, Госпожа, кто это сделал?
- Ты и прочие грешники, - ответила Богородица.
- О, Владычица, - отвечал ей грешник, - пусть мои грехи не победят Твоей невыразимой благости. Умоли же о мне Сына Твоего и Бога нашего!
Дважды повторяла Владычица свою молитву Младенцу Христу, пока Он не ответил:
- Я исполню Твою просьбу. Пусть же он в знак прощения облобызает Мои язвы.
С тех пор этот разбойник стал жить честною и благочестивою жизнью. Именно это событие послужило для верующих поводом к написанию иконы Божией Матери "Нечаянная Радость". От списков этой иконы происходили всевозможные чудеса, но наиболее часто от нее получали исцеления от глухоты.

*********************************************************************

БЕЛЫЕ ХРАМЫ РОССИИ

Николо-Богоявленский морской собор



Главный морской храм России Николо-Богоявленский собор находится в Санкт-Петербурге. Жемчужина архитектуры эпохи барокко начала XIX века. А рядом красуется изумительная бело-голубая четырехъярусная, увенчанная золотым шпилем с крестом, колокольня. Украшена она белоснежными херувимами, выглядывающими из летящих облаков.
Когда-то очень давно на этом месте селились строители первых кораблей Балтийского флота и служащие Адмиралтейского ведомства. Позднее здесь стояли и казармы лейб-гвардии морского экипажа. Для него в центре Морского полкового двора и построили деревянную церковь во имя Николая Чудотворца. В дар этому храму греческие купцы привезли византийскую икону святителя Николая. Эта икона и в наши дни является главной святыней Никольского собора.




Дождь и снег не пощадили деревянную церковь. Стирались краски, протекла кровля. По указу императрицы Елизаветы Петровны началось строительство нового главного храма Российского флота, кстати, по образу и подобию Успенского собора в нашем городе – Астрахани. Есть легенда, что Петр Великий, побывав в Астрахани, был изумлен великолепием городского собора и пожелал возвести такой же в своем городе, но смерть помешала осуществить идею.
Строительство было поручено выдающемуся мастеру барокко Савве Ивановичу Чевакинскому. Родился он недалеко от Торжка. Здесь прошли его детские годы, отсюда Савва уехал в Москву – изучать навигационные науки и морское дело. Страсть к зодчеству заставила его самовольно бросить Морскую Академию и перебраться в Петербург. За 35 лет архитектор построил великолепные дворца вельмож, уникальные по красоте храмы. Труд не принес Савве Ивановичу ни славы, ни богатства: умер зодчий в бедности. Адмиралтейская коллегия не вспоминала о заслугах мастера, перестала выплачивать ему пенсию. Забыт был великий мастер. Неизвестна даже точная дата его смерти. Но красивейшие храмы и дворцы стоят до сих пор.
Выполнить точную копию Астраханского собора Чевакинскому помешала северная природа. В 1752 году, когда проект был готов, произошло сразу же несколько наводнений, и место, где собирались строить храм, было затоплено. За несколько месяцев архитектор создал практически новый проект, в котором ему удалось и сохранить красоту постройки, и избежать угрозы нового затопления.
Пять ослепительно золотых куполов венчают голубой, как морская гладь, Никольский собор. Всюду выглядывают улыбающиеся херувимы, будто знают, что морское путешествие будет удачным. Ведь храм освящен во имя покровителя всех путешествующих по земле и по морю, спасителя от бед и опасностей, которые подстерегают в долгом пути, - святителя Николая, Мирликийского чудотворца.
Православные христиане отмечают дни памяти Николая Чудотворца 22 мая и 19 декабря. В эти дни в Никольском соборе совершаются торжественные богослужения; а в течение всего года по средам совершается акафист Николаю Чудотворцу.
У Никольского собора есть еще один престольный праздник – Богоявление Христова, ведь храм был освящен дважды. Первый раз при Елизавете Петровне – во имя святителя Николая в 1760 году была освящена нижняя церковь, а через два года, уже при Екатерине Великой, - верхняя церковь – во имя Богоявления Христова. Императрица, лично присутствовавшая на освящении, подарила храму десять икон в золотых окладах в память морских побед, одержанных русским флотом на Черном море. Позднее многие известные люди дарили собору иконы. Композитор Петр Ильич Чайковский, часто бывавший в храме, подарил икону с изображением апостола Петра, поэтесса Анна Ахматова – икону пророчицы Анны, перед которой она часто молилась.




В Никольском соборе есть много высокочтимых икон Спасителя, святых и Богородицы – «Троеручица», «Тихвинская», «Казанская», «Скоропослушница». Когда попадаешь в храм, кажется, что попал в сказочный дворец. Голубой, небесный цвет стен собора, повсюду льется золотой свет, иконы блестят позолотой и драгоценными камнями, золотой резной иконостас поражает неповторимыми узорами; белые ангелочки на облаке улыбаются каждому входящему.
В парке перед собором можно увидеть обелиск, водруженный в память о 800 моряках, погибших на броненосце «Александр III» На обелиске высечены имена героев с затонувшего корабля в Цусимском сражении в 1905 году во время русско-японской войны. В самом соборе находятся мемориальные доски с именами погибших на броненосце «Петропавловск», 42 погибших в Норвежском море в 1989 году моряков-подводников, а также - в память 500 военных моряков, погибших на подводных лодках в послевоенные годы.
У погибших нет могил, их родным некуда прийти поплакать о близких – и люди идут в морской собор, где помнят о героях и чтят их память.
Не только печальные даты приводят петербуржцев в храм. В соборе проходят торжественные богослужения в дни закладки, спуска на воду новых кораблей, построенных на петербургских заводах, получают благословение выпускники Военно-морской академии. Моряки перед отправлением в плавание приходят помолиться в «свой» храм – иногда целыми экипажами. В Никольском соборе происходило освящение Андреевского флага – возвращенной святыни российского флота.




Николо-Богоявленский собор всегда был действующим, не закрывался ни на один день. В 1941 году он стал кафедральным, и здесь жил Митрополит Ленинградский и Новгородский Алексий, нынешний Патриарх Всея Руси. Каждый день, утром и вечером, в тяжелые для ленинградцев времена он совершал богослужения, и жители блокадного города молились перед старинной иконой Святителя Николая о своих ушедших на фронт сыновьях и мужьях. В память о мужестве жителей блокадного Ленинграда митрополит Гор Ливанских, Илия Карам, привез в освобожденный город медальон с частицей мощей Святителя Николая, хранящийся в соборе и сейчас.
Вот такой он, уникальный собор Саввы Чевакинского, главная морская святыня России, который петербуржцы называют любовно «Никола Морской» или «Никола Мокрый».

**************************************************


ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ

Мастер святого ремесла

До нас дошли только его имя, гробница и отзвук славы, которую он заслужил. Звали его Алипием, но до нас он дошел под именем АЛИМПИЙ. Где и когда он родился, из какой семьи происходил, неизвестно. Известно лишь то, что в конце XI века Алимпий был лучшим русским мастером «святого ремесла», снискавшим своим искусством признание не только в Киевском княжестве, но и за его пределами. Он прошел выучку у греков из Царьграда, постигая секреты мозаики, фрески, иконописи. Он знал, что занимается «божьим делом», но однажды уверовал в это окончательно.


Во время росписи алтаря Успенского собора в Печёрском монастыре цареградские художники приступили к написанию лика Богоматери. Но никак он им не удавался. И вдруг образ Богородицы сам собой проступил и воссиял ярче солнца, а внезапно появившийся белый голубь облетел храм и скрылся. Мастера тут же завершили украшение алтаря. Алимпий счел происшедшее вещим знаком и стал послушником Киево-Печёрской обители, а потом и священником.
Есть поверье, что иконописцем может быть лишь добрый христианин, смиренный и терпеливый; он строго соблюдает посты, чист в помыслах и незлобив сердцем. Алимпий работал много и неустанно, а заработок раздавал бедным и жертвовал на монастырь.
А еще овладел Алимпий ювелирным делом. Золотые руки, безупречный художественный вкус позволили ему создать дивной красоты церковную утварь и украшения.
Алимпий выполнял сложные росписи для церквей, все чаще ему поручали важные заказы, с которыми прежде обращались только к грекам.
Это было признанием его высокого мастерства. По легенде, уже убеленный сединами Алимпий взялся написать ко дню Успения Пресвятой Богородицы икону. Начал работу и вдруг тяжело заболел. Праздник приближался, а икона не готова. Загоревал Алимпий.
И тогда явился в келью ангел и дописал икону. Увидев это чудо, Алимпий понял, что Господь его любит и милостив к нему. Ибо только великий мастер достоин того, чтобы его труд завершил ангел – посланец небес.
Похоронили Алимпия в пещерах Киево-Печёрской лавры.

***************************************************************


СИЛЬНА РУСЬ МАСТЕРАМИ   народные промыслы

Пряники русские, мятные, вкусные,
К чаю ароматному угощенье знатное!



С древнейших времен на Руси любили пряники. И хоть не дошли до нас сами пряники из теста, мы можем представить себе, какими они были в старину, потому что сохранились сегодня пряничные доски. Память о пряниках дошла до нас и в народном эпосе. В одной из старинных былин говорится: «Учали добры молодцы есть пряники печатные, запивать винами крепкими». В XVII веке пряники были принадлежностью и царского стола. Для торжественных случаев такие пряники выпекали в большом количестве и по специальным заказам.
С пряниками было связано много народных обычаев. Их дарили в знак уважения, любви. Особые пряники пекли в связи с каким-нибудь торжественным событием. «1639 года сентября 26,- читаем мы в одном документе, - как государыня царица шла от Троицы в село Задвиженское и ее государыню встречала села Клементьева крестьянка пряничница Катеринка и поднесла ей государыне деланные пряничные рыбы и государыня велела за те рыбы дать два рубля с полтиною».
Пряники на Руси пекли маленькие и большие. Некоторые даже весили по несколько пудов, и чтобы доставить такой подарок по назначению, везли его на санях, да не на одних, а на двух сразу.




Без пряников раньше не обходилось ни одно событие – ни веселое, ни печальное. Так. Например, пряник дарили невесте на свадьбе, а заканчивалось свадебное пиршество тем, что гостям давали по кусочку пряника. Получив этот кусочек, гости знали, что праздник окончен и пора расходиться по домам. такой пряник назывался «разгонный» или «разгоня». На другой день после свадьбы молодожены шли в дом к родителям молодой с пряником, а на него там клали подарки и деньги. Отсюда пошло выражение «класть на пряник».
По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении тяжелых болезней. В таких случаях их украшали с особым старанием, а на обратной стороне вырезали буквы, соответствовавшие начальным буквам имен архангелов.
Употребляли пряники и в печальных обрядах. Когда по умершим справляли поминки (тризну), трапеза заканчивалась угощением пряниками.
В некоторых местах (например, в Саратовской и Калужской губерниях) пряники имели совсем неожиданное применение: в них играли. Во время ярмарок и базаров собирались люди и кидали пряники. Для этого брали их размером не более 20 сантиметров. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался. Бывали среди играющих и такие ловкие, что за время ярмарки (она обычно длилась около недели) выигрывали по 15-20 пудов пряников. Играли в пряники и по-другому: надо было взять его в руку таким образом, чтобы от одного удара он разломился на три части.
Но, прежде всего пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили пряники дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, петушков, рыб, различных животных, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной вкусной азбукой.
Разнообразным было на Руси употребление пряников, а потому был велик на них и спрос. Продавали и покупали их на торгах, на ярмарках. Пудами покупали пряники, конечно, торговцы, которые потом в своих лавках продавали их штуками, наживаясь на этом: ведь редкий крестьянин, побывав в городе, не привозил гостинца – пряника.
Раз пряники продавали и покупали в таком большом количестве, значит, были люди, которые занимались специально их выпечкой. Тех, кто делал пряники, называли «прянишниками». Профессия Прянишников, как и многие другие, была наследственной и передавалась из поколение в поколение. Иногда эта профессия закреплялась за родами в виде фамилии.
Труд Прянишников не был художественным творчеством, они делали пряники по готовым формам. Внешний вид и красота их продукции целиком зависели от этих форм. Сейчас деревянные пряничные формы хранятся в музеях и насчитываются их десятки и сотни.
Пряники с изображением теремов, хором, были самыми любимыми и распространенными. Доски были разных размеров, и никогда рисунки не повторялись.
Фигурные пряники продолжают делать и в наши дни, и так же, как и в старину, формы для них вырезают из дерева


********************************************************************************

ВЕЛИКИЕ СВЯТЫНИ

Остромирово Евангелие


В древнем Новгороде было немало грамотных людей. В храме Святой Софии хранилось множество редких книг.
Великий князь киевский Изяслав Ярославич посадил в Новгороде наместником, или посадником, верного человека Остромира, который не мыслил свою жизнь без книг, проводя за чтением все свободное время. Переписчикам Остромир задал большую работу, и они не покладая рук множили тексты и переводной, и своей, русской или старославянской литературы: служебники, требники, хроники и жития святых, извлечения из библии и нравоучительные повести…
А одному из самых известных в городе грамотеев, дьякону Григорию, поручил Остромир составить евангельские чтения по дням недели, начиная с Пасхи. Григорий, будучи завзятым книжником, славился и как художник. Он обладал красивейшим почерком, в совершенстве владея искусством писать уставом.
Устав – это широко распространенное в Новгородско-Киевской Руси геометрическое начертание букв, расположенных или в один ряд, или двумя столбцами и выведенных в ровную линию. Буквы при этом не соединялись между собой. Зато слова писались без промежутков, сливаясь в сплошную строку.




Целый год потребовался Григорию, чтобы выполнить заказ. На тонких листах пергамента – специально выделанной телячьей кожи – он воспроизвел евангельский текст с болгарского оригинала. Поскольку труд был большой и кропотливый, дьякон привлек умелых помощников, но что-то им помешало довести дело до конца. Иначе как объяснить, что на украшающих книгу трех миниатюрах изображены только евангелисты Иоанн, Лука и Марк, а четвертый, Матфей, отсутствует, но для него оставлено место – чистый лист?Написанное для Остромира Евангелие получилось поистине удивительным. Поражают своей красочностью заставки и выполненные в золоте рисунки и орнаменты. Заглавные буквы содержат в себе затейливую вязь древнеславянских узоров.В 1073 и 1076 годах дьяконом Иоанном для киевского князя Святослава Ярославича были написаны два «изборника», куда вошли не только отрывки из богословской литературы, но и выдержки из практических руководств по грамматике, трактатов по логике, поэтике, а также притчи и загадки.Долгое время Остромирово Евангелие считалось самой древней датированной славянской книгой. Но в2000 году археологической экспедицией в Великом Новгороде обнаружена сенсационная находка: деревянная книга-триптих (складень с тремя створками), появившаяся на свет в 1029 году, а значит, как минимум на 25-30 лет раньше, чем Остромирово Евангелие.На обложке изображены орнамент и крест. А «страницы», залитые воском, исписаны десятками строк. Тексты в ней – духовные, из Псалтыри. Книга служила и учебным пособием: на восковых «листках» ученики писали, потом стирали написанное, а поверх писали новое.**************************************************************Дела давно минувших дней,Преданья старины глубокой…Cоленый городОбед, приготовленный самым искусным поваром, покажется невкусным без соли. Правда, дело легко поправить: взял щепотку соли и посолил.А вот в старину это было не так просто сделать. Соль тогда стоила больших денег. Беднякам часто даже в гостях приходилось есть пищу не соленой, и они возвращались домой, как тогда говорили, «несолоно хлебавши».Беда состояла в том, что в древней Руси было известно всего несколько месторождений соли.Одно из них более полутысячи лет назад обнаружили таежные охотники на Северном Урале – там, где речка Усолка впадает в Каму. Рядом с соляными источниками вырос городок – Соликамск.Соль в те времена добывали так: рыли колодцы, на дне которых скапливался рассол, черпали его бадьями и поднимали на поверхность. Когда рассол отстаивался, гущу выгребали лопатами и клали на большие сковороды, разводили под ними огонь и уваривали до тех пор, пока не испарялась вся влага. Добыча соли стала основным занятием жителей Соликамска, и со временем он превратился в крупнейший центр солеварения на Руси. Поэтому и герб городу был придуман соответствующий: соляной колодец с опущенным в него ведром.Но прошли годы, на юге нашей страны нашли другие, более крупные месторождения соли, и важнейший промысел жителей Соликамска заглох. Наверное, так бы и пропала добрая слава города, если бы при советской власти здесь не обнаружили огромных запасов соли, но уже не поваренной, а калийной. Тогда здесь построили большой комбинат, который стал вырабатывать калийные удобрения для колхозных полей. А потом в Соликамске соорудили и другие крупные заводы. Так старинный русский город обрел новую славу.****************************************************************БИБЛЕЙСКИЕ ПРЕДАНИЯВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯЭто было так давно, что никто уже не помнит, когда это было. Рассказывают, однако, будто в те времена все люди говорили на одном языке и все друг друга понимали.И захотелось людям оставить память о себе на веки веков.- Давайте соберемся все вместе и выстроим высокую башню! – сказал один.Все обрадовались, закричали: - Мы выстроим башню до самого неба!Выбрали высокую гору – и закипела работа. Одни глину месят, другие лепят из нее кирпичи, третьи кирпичи эти в печах обжигают, четвертые возят их на гору. А наверху уже люди стоят, принимают кирпичи и складывают из них башню.Все работают, всем весело, все песни поют.Строилась башня не год и не два. Одних кирпичей для нее понадобилось 35 миллионов! И для себя пришлось еще дома построить, чтобы было где отдыхать после работы, а возле домов посадить кусты и деревья, чтобы птицам было где петь.Целый город вырос вокруг горы, на которой строилась башня. Город ВАВИЛОН.А на горе с каждым днем все выше и выше, уступами, поднималась красавица-башня: внизу широкая, кверху все уже и уже. И каждый уступ этой башни красили в разный цвет: в черный, в желтый, в красный, в зеленый, в белый, в оранжевый. Верх придумали сделать синим, чтобы был как небо, а кровлю – золотой, чтобы, как солнце сверкала!И вот башня почти готова. Кузнецы уже золото куют для кровли, маляры окунают кисти в ведра с синей краской. Но Богу не понравилась их затея – не хотел он, чтобы люди добрались до самого неба.«Это оттого они умудрились свою башню выстроить, - подумал он, - что у них один язык и всякий человек понимает другого. Вот они и договорились»!И наслал Бог на землю великую бурю. Пока буря бушевала, ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить.Вскоре буря утихла, и люди снова принялись за работу. Они еще не знали, какая беда их постигла. Кровельщики пошли к кузнецам сказать, чтобы те скорее ковали тонкие золотые листы для кровли. А кузнецы не понимают ни слова.И во всем городе Вавилоне люди перестали понимать друг друга.Маляр кричит: - Краска кончилась!А у него получается: - Номорпэнт!- Ничего не понимаю! – кричит ему снизу другой.А получается: - Женэком промпа!И по всему Вавилону раздаются слова, никому не понятные.- Виндадоры!- Маракири!- Бобэоби!- Дзын! Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы мог их понять?И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов.Фреска Воскресенского собора г. Тутаев«Строительство Вавилонской башни» 1680 г.<SPAN STYLE='font-size: 12pt; color