Меню сайта

Наш опрос

Откуда Вы унали о моём сайте?
Всего ответов: 200

Форма входа

Календарь новостей

«  Ноябрь 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Родник №2



Р О Д Н И К  № 3

Октябрь 16-31

Праздники октября

18 Святителей Московских Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена
19 Апостола Фомы
20 Иконы Божией Матери «Умиление»
23 Преподобного Амвросия Оптинского
26 Иверской иконы Божией Матери
28 Дмитриевская родительская суббота
31 Апостола и евангелиста Луки

*************************************************************************
Амвросий Оптинский

               С 1988 года во всех православных храмах 23 (10) октября проводится особая служба в память преподобного Амвросия Оптинского. В этом же году преподобный Амвросий Оптинский причислен к лику святых русской православной церкви.
                       Родился он в 1812 году в Тамбовской губернии, в семье сельского пономаря Михаила Феодоровича Гренкова и при крещении был наречен Александром. Поскольку и его дед был священником, родители избрали для Александра путь духовного служения и определили его учиться в
духовную семинарию.
              За год до ее окончания Александр тяжело заболел. Измученный недугом, он дал клятвенный обет Богу, что, если выздоровеет – пойдет в монастырь и навсегда отрешится от всего земного. Господь внял его молитвам и он поправился. Однако возникла в его душе борьба, поселились сомнения. А надо ли отрекаться от всего земного? Сможет ли он за монастырскими стенами не думать о мирском? И тогда он обратился за советом к старцу Иллариону Троекуровскому. Тот твердо сказал: «Иди в Оптину и будь опытен». И осенью 1839 года Александр прибыл в Введенскую Оптину пустынь в Калужской губернии.
               Через год испытаний юноша принял постриг и был наречен Амвросием, в честь святителя Медиоланского. А спустя еще три года Амвросия возвели в сан иеромонаха, и стал он помогать старцу Макарию как духовник: принимал посетителей, участвовал в издании и переводах творений святых отцов.
Болезнь, однако же, не отступила совсем и внезапно овладела им. И больше не отпускала Амвросия все годы его иноческой и старческой жизни. Превозмогая недуг, Амвросий трудился с неимоверным напряжением. Помимо издательских дел, он посвятил несколько лет новому переводу «Лествицы райской».
Амвросий стал поистине всероссийским наставником благочестия. Богатые и бедные, образованные и неграмотные, аристократы и простолюдины, здоровые и больные, верующие и неверующие из года в год шли к нему за советом, за наставлением, искали у него облегчения в скорбях, просили благословения.
             Преподобный Амвросий прослыл не только великим наставником и целителем болящих и тоскующих сердец, но и щедрым благотворителем. Он раздавал нуждающимся все, что имел. Ни одна кроха или копейка из потока пожертвований, приносимых ему, не задерживалась в хранилищах Оптиной пустыни – все тот час обращалось на благие народные нужды.
                 Значительную часть средств старец употребил на строительство Казанской женской обители, основанной им в Шамордино, неподалеку от Оптиной пустыни.
Заботами старца Амвросия была основана и в Камышине женская иноческая община во имя Ахтырской Божией Матери.
                 До последнего дня заботясь о высоком благочестии и духовном совершенствовании сестер Шамординской обители, Амвросий принял тут и свой смертный час 10 октября 1891 года. Его похоронили в Оптиной пустыни, у юго-восточной стены Введенского собора.

Поучения старца Амвросия:


Мы должны жить так, как колесо вертится - чуть одной точкой касаться земли, а остальным стремиться вверх.

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог!


Если делаешь добро, то должно его делать только лишь для Бога, почему на неблагодарность людей не должно обращать никако
го внимания.

• Правда груба, да Богу люба.


Жить - не тужить, никого не осуждать, никому не досаждать, и всем - мое почтение.


Нужно жить нелицемерно, и вести себя примерно, тогда наше дело будет верно, а иначе выйдет скверно.

• Лицемерие хуже неверия.

Не смиряешься, оттого и не имеешь покоя.

• Самолюбие наше - корень всему злу.

*************************************************************************************

О! СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ТВОЙ!

ИВЕРСКАЯ ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ

                 Первое известие об этой иконе относится к IX веку. Согласно преданию, к вдове, у которой находился этот образ, пришли стражники, чтобы забрать икону. Она сумела временно откупиться, не отдала икону. Но один воин, уходя, ударил ее копьем, и тот час на лице Богородицы показалась кровь. Эта рана, кровоточащая на лике Богоматери, является с тех пор отличительным признаком Иверской иконы.
            Вдова, помолившись, отнесла икону к морю и опустила в воду. Образ двинулся по волнам стоя. Через какое-то время монахи Иверского монастыря на Афоне увидели над морем огненный столп: он поднимался к небу от образа Богородицы, стоявшей на водах. Монах-грузин Гавриил сошел в море – и принял в руки чудесно приплывший образ. Его поместили в алтаре монастырского собора – на другое утро он исчез. Икона сама выбрала себе место – над вратами обители. «Я пришла не для того, чтобы быть хранимой, но для того, чтобы хранить», - сказала Богородица, явившись в видении иноку Гавриилу. Икону назвали «Портаитисса», по-гречески «Вратарница», - охраняющая врата в монастырь, отворяющая достойные врата в небесное царство. Там она находится и сейчас.
             О чудесной иконе издревле знали на Руси. В 1648 году архимандрит Московского Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх Московский и всея Руси, обратился к архимандриту Иверского Афонского монастыря Пахомию с просьбой прислать точный список с чудотворного образа. 13 октября (26-го по н.ст.) 1648 года икону торжественно встречали в Москве с хоругвями, крестами и иконами. Во главе многочисленных поклонников шли навстречу являющейся на Москве Вратарнице царь Алексей Михайлович и Патриарх Иосиф.
Позже, в 1656 году прибыл еще один список с чудотворной иконы. Он был торжественно препровожден в новоустроенный Иверский Богородицкий Святоозерский монастырь на Валдае.

         В 1669 году в часовне у Воскресенских ворот, при входе на Красную площадь, был установлен еще один список чтимой иконы.
         Эта икона стала одной из главных святынь Москвы, ее Матушкой-Заступницей. Никто – от простолюдина до царя – не приступал к новому делу, не отстояв молебна у святой иконы: никто не покидал города, не испросив благословения у Царицы Небесной перед ее Иверским образом. По приезде в Москву каждый почитал своим долгом поклониться святой иконе. В любой час дня и ночи шли москвичи к своей Заступнице; на специальной карете возили ее по домам к тем, кто сам не мог прийти в часовню и молился о помощи Пресвятой Богородицы
                 После революции 1917 года Иверская часовня, в которой находилась икона, была снесена. Судьба иконы с тех пор неизвестна. В 1995 году Воскресенские ворота и Иверская часовня были восстановлены; сегодня здесь находится новый список иконы, сделанный специально по просьбе патриарха Московского Алексия II с Иверской иконы на Афоне.

*****************************************************************************************
ОБЫЧАИ НАШИХ ПРЕДКОВ

Лука, Апостол и Евангелист

         Лука был одним из самых образованных учеников Иисуса Христа. Он входил в число первых 12 апостолов, но ему привелось быть некоторое время спутником Павла, ближайшего сподвижника Христа. Под его влиянием Лука страстно воспринял Христово учение и избрал своим назначением описание жизни и подвигов Иисуса Христа. Евангелие от Луки и доныне считается наиболее достоверным историческим исследованием.
В молодые годы Лука жил в Антиохи Сирийской и занимался врачеванием. Когда в Антиохию приехал Павел и стал выступать с проповедями учения Христа, Лука всей душой потянулся к новому проповеднику. Лука сделался личным врачом Павла, страдавшего многими недугами, и со временем стал его преданным последователем и соратником. Павел называл его «излюбленным врачом».
      Лука повсюду следовал за своим пациентом-учителем. Он сопровождал Павла в морских путешествиях и вместе с ним совершил плавание в Рим.
       Апостол Лука оставил два значительных литературных творения «Евангелие» и «Деяния Апостолов».
Память апостола Луки отмечается богослужением в церквах трижды в году – еще 17 января и 5 мая.
Лука незримо присутствовал и участвовал в сельской жизни. Он по праву был избран покровителем одного из важнейших продуктов питания в каждой крестьянской семье – лука. Лук – врачеватель и целитель. Недаром говорилось: лук – от семи недуг. Лук да баня – все правят. Кто ест лук, того Бог избавит от вечных мук.
На первом месте лук стоял также в питании. Он не переводился даже в самой бедной семье: «Голь голью, а луковка во щах есть».
         В выращивании лука не требовалось большого искусства. Он легко зимовал в почве и выбрасывал свои ядреные и сочные перья сразу же после схода снега. Лук был первой зеленью на крестьянском столе, когда в дни Великого поста подходили к исходу зимние припасы. И все лето лук служил самой расхожей пищей, особенно в постные дни: в окрошке, в тюре….
           Ему отдавалось особое почтение и в обрядах. Например, отделяя женатого сына (первым отделялся обычно старший сын), отец подавал ему освященную в церкви луковку и говорил: «Вот тебе луковка попова, облуплена, готова; зимой – почитай, а умру – поминай».
             В Луков день в больших селах и городах устраивались «луковые базары». Хотя торговля луком не считалась прибыльной, но поскольку был спрос, постольку шел и сбыт. Про то и говорилось: «Луком торговать – луковым мочалом и подпоясываться».
            За неприхотливость, обилие и дешевизну лука и возносились благодарные молитвы апостолу Луке. Он тоже стоял в числе главных крестьянских кормильцев.

****************************************************************************

БЕЛЫЕ ХРАМЫ РОССИИ

Церковь ИЛЬИ ПРОРОКА Ярославль

            Поистине жемчужиной древнерусской архитектуры можно назвать церковь Ильи Пророка, наиболее раннюю из ярославских церквей XVII столетия.
Церковь Ильи Пророка построена на средства ярославских купцов братьев Скрипиных.
                    По своему положению Скрипины принадлежали к верхушке русского торгового мира. Аникей Скрипин входил в группу самой привилегированной части русского купечества - был государевым гостем. Нифантей Скрипин пожалован в чин гостя в период с 1647 по 1650 гг. Насколько это была редкая и почетная привилегия для купечества говорит то, что в стране в этот период было всего 24 гостя. Скрипины занимались торговлей мехами, церковной утварью и драгоценными камнями «на великую сумму», они являлись поставщиками товаров для царского и патриаршего двора. Только с сибирских промыслов Аникея Скрипина казна получала в виде пошлины ежегодно более тысячи рублей (в то время корова стоила рубль, а то и меньше). Братья были лично знакомы с первыми Романовыми - царями Михаилом Федоровичем и Александром Михайловичем пользовались их расположением. Судя по их успешной деятельности, они были людьми предприимчивыми, с деловой сметкой. Оба брата не только знали грамоту, но были людьми, наделенными художественным чутьем и вкусом, знакомыми с творчеством мастеров из разных городов страны.


                   
Ильинский храм стал любимым детищем Скрипиных, в которое они вложили не только средства, но и душу. Несомненно, они руководили и его постройкой и оснащением на всех этапах.
               Строили Скрипины церковь три года, о чем можно узнать из надписи, сделанной славянской вязью на белокаменной плите справа от входа в храм. К завершению строительства Ильинского храма, Скрипины были одарены патриархом Иосифом, с дозволения царя Алексея Михайловича, редчайшей священной реликвией - частицей ризы Христа. В 1625 году посол персидского шаха Аббаса в Москве торжественно вручил патриарху Филарету золотой ларец, где находилась «часть некоторая полотняная, как бы красновата, соткана из льну». Посол сообщил, что это - риза Христа и найдена святыня в Грузии, в ризнице митрополита, во время завоевания страны персами в 1613 году. От ризы стали происходить чудесные исцеления, подлинность ее была засвидетельствована на совете у па
триарха представителями греческой и русской церкви.
Закончив строительство Ильинского храма, Скрипины стали его оснащать и украшать. В состав центрального иконостаса вошли три иконы XVI века, остальные иконы были заказаны храмоздателями. Над созданием первых Ильинских икон трудились две артели - ярославская и костромская. Особое отношение у Скрипиных было к иконам домашнего моления, которые они поставили в центральном храме и Ризоположенском приделе они все небольшого размера, любовно собирались Скрипиными для домашней молельни.
               Большинство Ильинских икон были убраны Скрипиными необычайно богато, это серебряные оклады, венцы и цаты, усыпанные жемчугом и драгоценными камнями. Церковь Ильи Пророка выделялась среди других приходских храмов Ярославля великолепием обихода. Это золотая и серебряная церковная утварь, златотканые священные облачения, покровы и пелены из атласа или бархата.
                            На колокольне Скрипиными было поставлено 5 колоколов от 106 пудов до 25 и 5 колоколов были перенесены со старой колокольни. Вокруг церкви Ильи Пророка была построена ими каменная ограда, к которой примыкали два каменных дома для священника и дьякона, и деревянный дом для причетников, «все это составляло вид монастыря».
Скрипины позаботились о содержании храма - они «дали по душах своих и по душах родителей своих в вечный поминок в Ярославле пол семь лавок да 13 палат больших». И о последнем пристанище для себя они позаботились заранее, устроив в Ильинском храме и свою домовую церковь, и семейную усыпальницу под ней, где первые захоронения их близких произошли еще при жизни храмоздателей.
                                Братья умерли, не оставив после себя наследников – Аникей в 1660 году, Нифантей - в 1661. В родовой усыпальнице восемь захоронений, семь надгробий, надписи на них указывают место погребения членов семьи Скрипиных.
Художественные работы в церкви Ильи Пророка продолжались после смерти братьев и велись на протяжении второй половины XVII - начала XVIII вв. Жена Нифонтея Скрипина Иулита в 1680 г., незадолго перед своей смертью, заказала росписи центрального храма.
                        К концу XIX века Ильинская церковь сильно обветшала. Причин к тому было несколько - во-первых, крайняя малочисленность прихода, который на начало ХХ столетия составлял всего 16 дворов, в них проживало 29 мужчин и 23 женщины. Одно время к храму был даже приписан батальон ярославской внутренней стражи. Кроме того, завещанные Скрипиными на содержание церкви торговые места и земли еще в XVIII веке отошли к городу, таким образом, из-за бедности и малочисленности прихода церковь Ильи Пророка долгое время вообще не ремонтировалась и не поновлялась.
В начале ХХ столетия в церкви Ильи Пророка проводились большие реставрационные и ремонтные работы. по инициативе и на средства ярославского предпринимателя, мецената Ивана Александровича Вахромеева, человека интереснейшего и незаурядного, много сделавшего для Ярославля. Иван Александрович возглавлял торговый дом «Вахромеев и сыновья» - один из наиболее крупных в Ярославле по размерам капитала, много лет избирался на должность Городской Голова . Вахромеев достиг блестящих результатов как коллекционер, он собрал одну из крупнейших в России коллекций старинных рукописей, книг, превосходный нумизматический кабинет. Он был любителем ярославской старины, ученым, много послужившим Ярославской архивной комиссии со дня ее основания, являлся членом многих научных обществ - Императорского общества истории и древностей, московского и петербургского археологических обществ, Императорского географического общества.
Широко известна была благотворительная деятельность Вахромеева. Его особой заботой были отмечены ярославские храмы, на устроение которых он давал деньги практически безотказно.
                       В 1920 г. церковь Ильи Пророка была закрыта. На заседании губернской чрезвычайной комиссии было решено: «Закрытый храм, как имеющий художественную и археологическую ценность, принять в ведение коммунального отдела и передать Ярославскому естественноисторическому обществу под музей.» В начале 1921 г. была составлена опись икон, серебряной утвари, книг, колоколов церкви. Все имущество, имеющее художественно - историческое значение, передано ярославскому историческому музею.
                            В 1922 году проводилось изъятие церковных ценностей. Из церкви Ильи Пророка была конфискована почти вся серебряная утварь, в том числе большой и малый ковчеги, в которых хранилась частица ризы Христа. В начале 1920-х г.г. и до начала 30-х церковь Ильи Пророка была открыта как памятник архитектуры и живописи. Позже один из лучших памятников архитектуры и живописи ХVII века в России стал использоваться, в основном, как складское помещение. В 1931 году в городе активизировалась деятельность Союза воинствующих безбожников, и наиболее активные его члены начали кампанию за снос церкви Ильи Пророка.
                В конце 1931 - начале 1932 гг. было собрано несколько тысяч подписей рабочих разных предприятий Ярославля, после чего в газете «Северный рабочий» появилась статья с требованием убрать храм с центральной площади города. Городские власти требовали немедленно освободить площадь города от церкви, считая, что она мешает новой планировке города.
Но, к счастью, варварство по отношению к церкви Ильи Пророка было остановлено. Вновь интерес к памятнику возник в конце 1930-х гг., когда возникла идея создать там антирелигиозный музей. Этот музей действовал в течение короткого времени и сейчас уже мало известен широкой публике.
                           После войны 1941-1945 годов состояние настенной живописи, иконостасов и икон к этому времени было очень тяжелым. Все было покрыто густым слоем пыли, голубиного помета, паутины, повсюду в храме - повреждения, плесень, шелушение.
                                                               И только в 1955 году снова началась реставрация храма.

*******************************************************************************************


В ЗЕМЛЕ РОССИЙСКОЙ ПРОСИЯВШИЕ

"СЕ, ЧЕЛОВЕК"!

                   В  1858 году в селе Утевка Самарской области родился мальчик.
В полутемной избе мучилась третьими родами Марья Журавлева. Муж ее был забран в солдаты и служил на далеком и опасном Кавказе.
«Ох, - кричала повивальная бабка, - Ребенок народился урод!
– Как так урод?
– А так, ручек нет, ножек нет, одно тулово да голова. Все гладко. Вроде как яйцо.
Вот на такое диво дивное, чудо чудное, прибежали смотреть Марьины родственники, да местный священник. И сказать не знали что. За что Господь так наказал ребеночка, ведь Марья-то сама женщина здоровая, крепкая?
            Каждый родитель ждет и надеется, что их ребенок будет самым здоровым и счастливым на земле. Не думали они, конечно, тогда, когда показали им маленького Гришу, малыша-калеку без рук и без ног, что когда вырастет он, скорбь их великую Господь обратит в великую радость.
Даже представить не могли в тот горький момент, что село их, Утевка, прославится по всей Руси великой не утками, гусями и зерном, а их сыном Григорием и его дивными иконами.
Не мог Гриша играть с ребятами в салки и лапту, не мог бегать по косогорам и полям. Господь выбрал для мальчика другую дорогу.
Без старшей сестры и брата совсем бы худо пришлось маленькому Грише. Они везде брали его с собой. Крестный дядя Яким сделал для мальчика низкую колясочку. Грамоте Гришу обучал сам отец дьякон. И прилежный ученик старательно выписывал на
бумаге буквы: аз, буки, веди, зажав карандаш в зубах.
            Дети никогда не обижали и не дразнили мальчика. Вся деревня жалела его семью и старалась чем-нибудь помочь. Распахивали и засевали землю, собирали урожай, помогали деньгами. Отец Гриши так и не вернулся с Кавказа.
Еще в раннем детстве проявились у Гриши способности к
рисованию.
                            И Гриша, выползал на культях во двор, брал в зубы прутик и чертил на земле фигурки людей и животных.
Очень любил Гриша посещать церковь. Он постоянно просился в храм Божий, и терпеливые братик и сестра, не споря, всегда отвозили его ко всенощной, к воскресной обедне, а также на все праздники. Проталкиваясь с коляской через народ, они подвозили Гришу к каждой иконе, поднимали его, и он целовал образ и широко открытыми глазами всматривался в него, что-то шепча, улыбаясь, кивая головой Божией Матери, и часто по щекам его катились слезы. Его с коляской ставили на клирос позади большой иконы Димитрия Солунского, и он всю службу по слуху подпевал хору чистым звонким альтом.
                 Шел как-то мимо земский учитель Троцкий, увидел, что чертит на земле мальчик, и поразился его умению. Стал он учить Гришу грамоте и другим наукам. А тот все хватал на лету, способный был.
Местный барин Тучков, предводитель уездного дворянства, взял на себя опеку о маленьком мальчике и не оставлял его своей милостью. С согласия матери он отправил Гришу учиться в Самарскую гимназию. С ним вместе поехали и брат с сестрой. Попечительский совет снял для них квартиру.
Брат отвозил Гришу в гимназию, а сестра оставалась за хозяйку дома, готовила, стирала.
                       На удивление всем Гриша учился хорошо. Одноклассники вначале дичились его и сторонились, но со временем привыкли, присмотрелись и даже полюбили его за веселый нрав, недюжинный ум и способности, но особенно за народные песни, которые он пел сильным красивым голосом.
Кроме гимназии Гришу возили в городской кафедральный собор на богослужения и еще в иконописную мастерскую Алексея Ивановича Сексяева.
            З
апах олифы, скипидара, лаков приводил мальчика в восторг. А когда он показал хозяину мастерской свои рисунки, мастер одобрительно покачал головой и стал учить парня мастерству иконной живописи.
Специально для Гриши был поставлен отдельный столик у окна с ременной снастью, чтобы пристегивать Гришу к столу, повесили керосиновую лампу. Брат давал ему в рот кисть и начиналась трудная тяжелая работа. После двух-трех часов такой работы наступал спазм челюстных мышц, так что у Гриши не могли вынуть изо рта кисть. Ему удавалось раскрыть рот только после того, как на скулы накладывали мокрые горячие полотенца.И получался правильный красивый рисунок. Иной и руками так сделать не сможет, как Гриша зубами. Учил его мастер писать икону с молитвой.                       В двадцать два года закончил он Самарскую гимназию и возвратился в родное село Утевку, где стал писать иконы на заказ. Встанет на полу перед маленьким столиком, кисть в зубах зажмет и пишет святые лики.                       Написанные им образа расходились в народе нарасхват. Мало того, что иконы были хороши и благодатны, особенно в народе ценили и отмечали то, что это были не обычные иконы, а нерукотворенные. Что Сам Дух Святой помогает Григорию-иконописцу, что не может так сработать человек без рук и без ног. Очередь заказчиков составилась даже на годы вперед. Гриша стал хорошо зарабатывать, построил себе просторную мастерскую, подготовил еще помощников и даже взял на иждивение своего дядю Якима, который к тому времени овдовел и постарел.            Кроме этого, безрукий инвалид писал письма и прошения по просьбе неграмотных сельчан. Сохранился дом Журавлевых, совсем рядышком стоит он с однокупольным Свято-Троицким храмом. Строился он по проекту самого маленького и немощного из всех взрослых жителей села – Григория. В будни и в праздники выкатывался Григорий из дома и, перекатываясь с боку на бок, отправлялся в церковь. Позже сельчане носили его в церковь на руках. Сохранились иконы и у многих жителей села – Григорий Николаевич много писал икон сельчанам на заказ. Хотя родственников Григория Журавлева в Утевке уже никого не осталось - или умерли, или разъехались. Когда закрывали храм в 1932 году, многие унесли оттуда домой на сохранение иконы. Хранили их, передавали из поколения в поколение.                У многих журавлевских икон храма своя история. Икона «Господь Вседержитель» с предстоящими Божией Матерью и Иоанном Предтечей ранее находилась в одной семье. Когда все законные владельцы этой иконы умерли, родственники начали делить ее между собой, и чтобы не перессориться, решили подарить ее храму. Теперь это чудесное творение радует глаз всех, кто приходит помолиться в Свято-Троицкий храм. На обратной стороне художественного произведения сохранилась четкая надпись: «Икона писана Журавлевым Григорием Николаевичем, безруким и безногим самоучкой художником из села Утевки Кинельского района Средне-Волжского края. Работал зубами».         Сам Царь Николай Второй приглашал его к себе во дворец написать портрет Царской Семьи, и остался доволен этим портретом, и назначил иконописцу пожизненную пенсию в размере 25 рублей золотом ежемесячно. На эти деньги великий мастер покупал не вещи, а хорошие дорогие краски и золото для своих новых икон. Икона «Взыскание погибших» была написана Журавлевым именно после того, как назначена ему была царская пенсия, выполнена икона дорогими красками на золоте.                 Все иконы Григория Николаевича сияют чистотой и духовностью. Труда он положил очень много. Писал не только иконы, но и огромные фрески. Когда он расписывал церковь, особенно купол, кожаные ремни впивались ему в тело. Сегодня многие фрески пребывают в плачевном состоянии. Храм просто сохраняет остатки этой росписи, потому что найти хорошего реставратора и деньги для него сложно.На каждой стене храма фрески Журавлева, а где нет фресок – проступают красивые узоры. Несколько лет подряд расписывал храм Григорий. От напряженной работы и постоянного вглядывания в рисунок почти вплотную испортилось зрение.             Наконец, храм был расписан полностью, и на его освящение прибыли сам епархиальный архиерей, самарский губернатор, именитые купцы-благодетели, чиновники губернского правления и духовной консистории. Из окрестных деревень собрался принарядившийся народ. Когда начальство вошло во храм и оглядело роспись, то все так и ахнули, пораженные красотой изображений. Здесь в красках сиял весь Ветхий и Новый Завет.Говорят, даже две купчихи упали в обморок и были вытащены своими мужьями во двор на травку, настолько их впечатлило изображение фрески, где грешники стремятся вырваться из лап преисподней и вознестись к небесам.              А вскоре к Журавлевым пришло письмо от министра двора го императорского величества с приглашением Григория Николаевича в Санкт-Петербург и с приложением 500 рублей с ассигнациями на дорогу.        Все село провожало Григория в северную столицу. Отслужили напутственный молебен, напекли пирогов-подорожников. Как и всегда брат с сестрой были рядом.На вокзале встречали их посланные от графа Строганова, большого любителя и ценителя русской старины.Для Григория была приготовлена иконописная мастерская со всем набором кистей и красок. Буквально с первого дня к Григорию стали приходить посетители.               А в один солнечный зимний день во двор Строгановского дворца въехала карета государя в сопровождении казачьего конвоя. Дверь открылась, и вошел государь Николай II с императрицей Александрой Федоровной.Государь сел рядом с Гришей на диван. Окружавшие Гришу люди засуетились и стали показывать иконы его письма. Иконы были безукоризненно прекрасны и понравились августейшей чете. Императрице особенно приглянулся Богородичный образ – «Млекопитательница», который тут же и был ей подарен.Государь пожелал посмотреть, как работает художник.               Гришу перенесли в мастерскую, посадили на табурет и пристегнули к столу ремнями. Брат дал ему в зубы кисть. Гриша обмакнул кисть в краску и начал споро писать лик святого. Вскоре его кисть сотворила чудо, и с иконы глянул благостный образ Святителя Николая Чудотворца.Государь остался доволен, отстегнул золотые карманные часы, положил их на столик рядом с Гришей. Затем обнял его и поцеловал в голову.                На следующий день из Канцелярии двора Его Величества принесли указ о назначении Грише пенсии – пожизненно, в сумме 25 рублей золотом ежемесячно. А также еще один указ – самарскому губернатору – о предоставлении Григорию Журавлеву резвого иноходца с летним и зимним выездом. Пробыв в Петербурге до весны, когда с полей стаял снег, а по Неве прошел лед, Григорий с сопровождающими вернулся назад, в родные Утевки. <SPAN STYLE='color: #9400d3