«ВЕЛИКАЯ ЛАВРА»
«Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…»
(А.С. Пушкин «Борис Годунов»)
Был когда-то в Москве знаменитый Чудов монастырь. Звенели колокола, горели на солнце маковки куполов. А теперь обители нет. Снесли, для того, чтобы расширить Ивановскую площадь.
Неизвестно, когда возник монастырь. Но летописное свидетельство гласит, что в 1365 году митрополит Алексей заложил на этом месте каменную церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех.
Память о чуде в Хонех должна поддержать дух москвичей, перепуганных страшным летом 1365 года. Жесточайшая засуха началась тогда. Стонала и трескалась земля. Страшным пожаром был уничтожен город и дубовый красавец-кремль. В Москве только что встал у власти семнадцатилетний князь Дмитрий Иванович (будущий Донской).
Вблизи города Иераполя, в местечке Хонех, над источником, приносившим исцеление многим больным, находился храм Архистратига Михаила, построенный в благодарность за обретенное здоровье.
Заботился об источнике бедный отрок Архип, бескорыстное служение которого начало раздражать живших в округе язычников. С помощью вод двух рек, протекавших по соседству, язычники решили затопить и храм, и чудотворный источник.
Узнав о неминуемой гибели, Архип обратился с молитвой к архистратигу и услышал голос, приказавший ему выйти из храма. Юноша подчинился и стал свидетелем чуда. Вода из рек была пущена, но появившийся Михаил поднял руку, и потоки устремились в расщелину большого камня. Храм и источник остались невредимыми.
Исцеление Тайдулы. Из Лицевого жития святителя Алексия, написанного Пахомием Логофетом в XVI веке.
Считается, что раньше на месте монастыря находился Царев Ордынский Посольский двор, где останавливались посланцы Орды. Землю ханского представительства подарила митрополиту Алексею царица Тайдула, мать царствовавшего хана Джанибека, особенно благоволившая святителю после того, как он своими молитвами спас её от слепоты.
Митрополит Алексей завещает себя похоронить у стен Чудовской церкви. Но Дмитрий Донской не захотел выполнить воли святейшего. Как более достойное было выбрано место погребения внутри храма, в Благовещенском приделе.
Чудовская церковь была достаточно велика. Когда в 1431 году во время литургии ее верх от ветхости обрушился, чудесным образом не задев служивших священников, ров для фундамента нового храма начали копать внутри старого здания и при этом обнаружили нетленные мощи святителя Алексея. Даже ризы митрополита остались «невреженны, яко вчера облечены».
О Чудовской церкви заботились все правители. Захоронения в ней и около нее представлялись самыми почетными.
В 1547 году в Москве вспыхнул очередной пожар. Чудов монастырь выгорел дотла. Нетронутыми остались только мощи святителя Алексея. В огне погибли 18 старцев, 50 монастырских слуг и весь продовольственный запас.
К Чудову монастырю Иван Грозный будет испытывать особую привязанность. Когда в 1556 году у него родится дочь, царевна Евдокия, он будет крестить ее в Чудовом монастыре и прикажет построить над задними вратами обетную церковь во имя Иоанна Лествичника с приделом Евдокии Мученицы.
У этой маленькой церковки оказалась своя особая судьба. Она в царствовании первых Романовых вошла в число бедных церквей, которым периодически давалась царская милостыня. Так случилось в 1649 году, когда случайно разбился один из «верховых» нищих, которых привечал и содержал при дворце царь Алексей Михайлович.
Чудов монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Алексия. В Алексеевской церкви Чудова монастыря крестит своих сыновей, Иоанна и Федора, Иван Грозный, и своего единственного ребенка – царевну Федосью царь Федор Иоаннович. Михаил Федорович Романов крестит в монастыре своих детей, а царь Алексей Михайлович – своего погибшего в младенчестве царевича Дмитрия, позднее – будущего Петра I и его сестру царевну Наталью Алексеевну. В XIX веке к этому обычаю вернется император Николай I для единственного своего ребенка – будущего царя-освободителя Александра II.
Чудовская обитель становится предметом постоянных забот юного Федора Алексеевича. После его смерти все расходы обители берет на себя царевна Софья Алексеевна.
Построек в монастыре было много. Главной святыней оставалась соборная церковь Архангела Михаила. Боярином Ховриным была построена в Чудовом монастыре церковь Воздвиженья. При Иване Грозном появилась церковь над задними монастырскими воротами – Крестовая.
Были здесь и братские кельи с служебными палатами – пирожною, поварнею, квасным погребом и пивоваренной. При том, что монастырский стол всегда оставался постным, его отличало исключительное разнообразие блюд, особенно на архиерейском обиходе и на царских угощениях.
По обычаю подавалось множество блюд, причем есть или даже пробовать каждое было необязательно. Каждый выбирал еду по вкусу. Есть на праздничных столах, например, начинали с холодных закусок. Обязательной считалась икра зернистая, визига под хреном, реже подавалась красная икра.
Холодные блюда сменяли горячие – щи и разного рода уха. К каждому сорту ухи подавались особые пироги: подовые, просыпные, кислые, с молоками, печеные в виде карасей, Троицкие, а также оладьи, пышки, кулебяка, блины. Уху, как и все горячие блюда, подавали в медных сковородах.
За постными столами вместо зернистой икры и визиги подавались грибы, за которыми следовали кушанья гороховые, ягодные.
Разнообразными были и сорта подававшегося к столу хлеба: белый крупитчатый – папошник, кольцо крупитчатое, калачи четвертные, упруги пшеничные, братский ржаной.
В Чудовом монастыре существовала богатая библиотека в архиерейских покоях.
В XVI – XVII веках монастырь стал центром духовного образования. В нем действовала Патриаршая школа, среди преподавателей которой были знаменитые ученые своего времени. Начало традиции было положено самим митрополитом Алексем: в монастыре хранилась собственноручная рукопись его перевода Нового Завета с греческого на славянский.
Чудов монастырь за свои века был подлинной обителью русского просвещения. Жил в его стенах сам Максим Грек, и правили здесь богослужебные книги во время никоновской реформы. Именно в Чудове патриарх Филарет устроил «патриаршую школу» – греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-греко-латинской Академии. В нем преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской Академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг. А в 1658 году он перевел для государя и патриарха «дохтурскую книгу» – новое и еще редкое в Москве медицинское пособие, так как медицина только входила в московский высочайший обиход – и получил за то жалование в размере 10 рублей.
В Чудов монастырь по традиции отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» – учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранец Кленк, видевший Чудову обитель в конце XVII столетия, по этому поводу писал, что ее скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин, тоже приехавший из Малороссии, и поначалу подвизавшийся в Заиконоспасском монастыре в Китай-городе. В 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея – старшего сына Петра I. А прежде для воспитания маленького Петра он написан целую энциклопедию в стихах. Историки иногда называют Истомина предшественником самого Тредьяковского - он воспевал стихами еще царевну Софью, а потом и брак Петра I с Евдокией Лопухиной.
И Карион Истомин, и Епифаний Славинецкий были похоронены в стенах Чудовой обители. Здесь же был погребен юродивый Тимофей Архипов, до принятия подвига служившего иконописцем. До самой смерти он жил в Кремле у царицы Прасковьи Федоровны. Когда к ней приходила царевна Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича и племянница Петра I, он всегда встречал ее восклицанием: «Дон, дон, дон, царь Иван Васильевич!» что сочли потом предзнаменованием жесточайшего правления Анны Иоанновны, уподобленное царствованию ее предка, Ивана Грозного. А в роду Нарышкиных долго хранилась реликвия – борода юродивого. Когда она исчезла, эта старшая ветвь Нарышкиных пресеклась – потомства у них больше не было.
Икона "Преподобный Сергий Радонежский".
XVII век. Принадлежала Чудову монастырю и особая роль перевоспитания строптивых иерархов. В 1391 году, например, в Твери епископ Евфимий Вислень поссорился с Тверским великим князем и после суда над ним был отставлен от епископства и поселен в Чудовом монастыре. Распорядок монашеской жизни был здесь очень строгий, наказуемый должен был ему точно подчиняться. Емфимий скончался в следующем же году и был погребен за алтарем храма.
Самую большую известность придала Чудову монастырю его связь с Григорием Отрепьевым, которого многие историки считают Лжедмитрием.
Установлено, что предки Григория выехали на Русь из Литвы. Одни поселились в Галиче, другие – в Угличе. В 1577 году неслужилый «новик» Смирнов-Отрепьев и его младший брат, 15-летний Богдан, получили поместье в Коломне. Несколько лет спустя у Богдана родился сын Юрий, в обиходе Юшка, в монашестве Григорий.
Богдан Отрепьев дослужился до чина стрелецкого сотника и был зарезан в пьяной драке. Юшка остался на попечении матери, которая позаботилась об обучении сына грамоте и чтению Священного Писания, после чего отправила будущего Григория в Москву к своему зятю, дьяку Семейке Евфимьеву. Мальчик отличался редкими способностями, с такой быстротой постигал науку, что окружающие готовы были заподозрить, что помогает ему сам дьявол. К тому же Отрепьев-младший приобрел редкой красоты каллиграфический почерк, что в те годы ценилось исключительно высоко.
Именно красивый почерк и редкая сообразительность помогают Юрию Богдановичу устроиться на службу к окольничему Михаилу Романову, родному дяде будущего царя.
Но в ноябре 1600 года царю Борису Годунову удалось подвести под опалу весь могучий романовский род и его окружение. Последовали бесконечные ссылки, допросы с пристрастием. И возможно страх побудил Отрепьева скрыться в монастыре.
В Чудовом монастыре жил дед Отрепьева, который и забрал его под свое начало. Сначала был дьяконом, потом патриарх забирает к себе на Патриарший двор Григория, где ему поручается переписывать книги и сочинять каноны святым. Невыяснено только одно обстоятельство, почему придворный патриарха, живший в холе и ласке, неожиданно оставил Чудов монастырь и бежал в Литву в 1602 году.
В монастыре окончилась жизнь патриарха Гермогена. Здесь же нашел свой светский конец «боярский царь» Василий Шуйский.
В стенах и храмах обители покоятся известные личности – Салтыковы, Собакины, Куракины, Одоевские, Оболенские, Трубецкие….
В соборном храме Чудова монастыря завершается бурная история патриарха Никона. Церковным Собором Никон был признан виновным в том, что он произносил хулы на царя. Чтобы вывезти бывшего патриарха в ссылку, пришлось прибегнуть к хитрости и обмануть толпы народа, ждавшего появления осужденного. Для этого Никона ночью вывезли через Троицкие ворота. По Москве прошел слух, будто наложил Никон проклятие на Чудов монастырь, сказал, что судьба обители исчезнуть без следа и на земле, и в памяти человеческой.
В 1905 году в Чудовом монастыре были упокоены останки убитого Московского губернатора великого князя-мученика Сергея Александровича. (В 1995 году останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь, а обнаружены они были случайно во время строительных работ в Кремле еще в 1985 году – и тогда закопаны обратно!)
Монастырь славился на всю Москву своими просфорами – москвичи стучали в окно и в открытую форточку подавали за них деньги. А внутри монастырской Благовещенской церкви в особой палатке, устроенной в стене, продавали «чудотворцев мед».