Меню сайта

Наш опрос

Откуда Вы унали о моём сайте?
Всего ответов: 200

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родник №11





17 – Неделя о мытаре и фарисее

22 – Отдание праздника Сретения Господня

23 – иконы Божией Матери «ОГНЕВИДНАЯ»

25 – Иверской иконы Божией Матери

Свт. Московского Алексия, всея России чудотворца
День тезоименитства Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II


27 – Равноап. Кирилла, учителя Словенского (869)

28 – Далматской (1646) и Виленской (1495) иконы Божией Матери

************************************************************

Жизнь, конечно, не сплошной праздник. Но без праздников она не возможна. Многие праздники наших предков – славян были связаны с земледельческим циклом, природными явлениями. Так что в феврале славяне отмечали еще и такие народные праздники:

16 февраля – день святого Симеона
В народе этот день называют еще Починками, ведь пришла пора подготовки к новому сезону. В Починки дед встает чуть свет – чинит сбрую летнюю да борону столетнюю.

17 февраля – день памяти Николая Студийского
В этот день обещают похолодание.

18 февраля – день памяти мученицы Агафии (Агафьи-коровницы).
Считается, что она покровительствует дойным животным и оберегает их. По народному поверью, 18 февраля ходит по деревням Коровья Смерть – отвратительная старуха с граблями вместо рук. Кроме того, Агафья спасает от пожаров. Согласно Священной истории, жители итальянского города Катания остановили в 252 году лаву разбушевавшегося вулкана, положив на ее пути одежду святой Агафьи, чьи мощи покоятся в местной церкви.

19 февраля – день памяти святителя Вуколы
В русских деревнях к этому дню ожидали первых новорожденных телят: «На Вуколу – начало весеннего отела».

20 февраля – день святого Луки
В деревнях эта дата была связана с обильным застольем: чтобы почествовать Луку, повсеместно пекли пирожки с луком.

21 февраля – день памяти ветхозаветного пророка Захарии Серповидца
В Захарьев день крестьяне точили серпы и кропили их святой водой.


22 февраля – день святого Никифора
В древней Антиохи жили два друга-христианина – Саприкий и Никифор. Когда начались гонения за веру Христову, язычники схватили Саприкия, привели на главную площадь и угрожали казнить, если он не отречется. Мужество покинуло его.
- Я отрекаюсь, - крикнул Саприкий, - я больше не христианин!
Тут раздался голос Никифора:
- А я – христианин и навсегда им останусь. Можете казнить меня.
Никифора убили, а Саприкий доживал свои дни в позоре, и никто не хотел с ним общаться.
В русских деревнях на день святого Никифора плели лапти.

23 февраля – день святых Харлампия, Симеона и Прохора
Симеон прославился своим умением усмирять народные волнения.
Святой Харлампий считался в народе покровителем чиновников, а также охранял от оспы и чумы.
Прохор считается предвестником потепления: «До Прохора старуха охала: «Ох, студено…».

24 февраля – день святого Власия
«Святой Власий, будь щедр на гладких телушек, на толстых бычков».
Этот день считался коровьим праздником, так как святой Власий заботился о домашнем скоте. Праздник отмечали шумно и хлебосольно. Варили пиво, приглашали всю родню. Даже поговаривали: «У Власия и борода в масле».
24 февраля устраивались молебны, на которых освящали караваи свежеиспеченного хлеба. Потом их скармливали скоту, сами не ели.

26 февраля – день святого преподобного Мартиниана
Ему молятся, прося об избавлении от блудных страстей.

28 февраля - день памяти апостола Онисима
День этот назывался Онисим-овчарник. Хозяин овец выходил за околицу, кланялся на все четыре стороны, становился на овечью шкуру и произносил: «Засветись, звезда яркая, загляни во двор к рабу Божьему. Звездам в поднебесье нет числа, а овец у меня пусть уродится еще более».

29 февраля – день преподобного Кассиана

**********************************************************************

КАСЬЯН ЗЛОПАМЯТНЫЙ

                  Касьян – единственный из святых, которого христиане недолюбливали и опасались. В преданиях о Касьяне приводится много примеров его сурового отношения к людям. Однажды в поле увидел он беременную крестьянку, которая допахивала последнюю полоску через силу. Но Касьян прошел мимо и не помог ей. За недобрый, злопамятный нрав, суровый характер Касьян навлек на себя однажды гнев Божий, и в наказание Вседержитель установил ему память 29 февраля – раз в четыре года. Легенды утверждали, что Касьян живет в аду, терпит муки и только раз в четыре года Бог дает ему отпуск – посмотреть на свет Божий. Оттого Касьян такой злопамятный и зловредный, скупой и жестокий. Таким характеризуется святой Касьян и в народных поговорках. «Касьян на народ – народу тяжело, Касьян на траву – трава сохнет, Касьян на скотину – скот дохнет». «На что Касьян ни взглянет – все вянет».

            Икону Касьяна в церкви ставили обычно не на видном месте, а над входом и крестное знамение творили ему уже на выходе, покидая храм. На иконе он изображен суровым, грозным, с черным ликом и низко опущенными веками.
              Образ святого Касьяна привлек внимание великого русского писателя Н.В. Гоголя, и он посвятил ему одну из своих «страшных» повестей – «Вий».
                        Кем же в действительности был этот человек?
                       В Житии говорится о Кассиане Римлянине: воспитали его родители «В христианском благочестии»; повзрослев, он много путешествовал с иноком Германом по монастырям и скитам Египта, был посвящен в пресвитеры. Основал в Галлии мужской и женский монастыри, занимался писательской деятельностью и написал несколько книг богословского содержания.
Почему же у Кассиана Римлянина недобрая репутация? Очевидно, это ложное мнение произошло от того, что память его отмечается 29 февраля, в високосный год. А високосные годы на Руси, без всякой на то причины, считаются несчастливыми.
             И исстари народ смотрел на святого Касьяна как на источник вредоносной силы. «В Касьянов год, - говорили в народе, - что-нибудь да приключится: либо на людях, либо на скотине, либо на лесах».
             И когда наступал високосный год, крестьяне всячески старались «задобрить» Касьяна злопамятного. В день его памяти не работали. Не только в угоду грозному святому, а в уверенности: «в этот день всякая работа – не в радость и не в пользу – хоть брось». И не брались вообще ни за какое дело.
           А чтобы угодить Касьяну, умилостивить его, служили молебен святому не только 29 февраля, но еще трижды в году, «неурочно - в четверг» на Масляной неделе, на Святой (Пасхальной) и на «семицкой» - в Троицу. Усердно молились в эти дни Касьяну, чтобы «не перекосил». И, как правило, Касьян являл собой благосклонность – внимал крестьянским молитвам.

************************************************************************


Святитель московский АЛЕКСИЙ, всея России чудотворец

                Святой Алексий (в миру Елевферий) происходил из рода черниговских бояр. Его отец Федор, по прозванию Бяконт, перебрался в Москву, поступил на службу к благоверному князю Даниилу Александровичу и служил ему верой и правдой. Мать будущего святителя звали Марией.
Сын святого Даниила, впоследствии великий князь Московский Иоанн Даниилович Калита, будучи еще отроком, восприял от купели младенца Елевферия.
             Младенец возрастал, был отдан родителями в книжное учение, и в отрочестве неожиданно ему было открыто будущее предназначение, указан жизненный путь.
Когда Елевферию было 12 лет, он, ловя как-то раз в поле силками птиц, задремал и услышал в легком сне голос: «зачем, Алексий, ты напрасно трудишься? Я сделаю тебя ловцом людей».
Отрок долго размышлял о таинственном голосе и об имени, которым его назвали. С благословения родителей Елевферий оставил мир и в 1320 году принял постриг. Нарекли его Алексием.
20-летний новопостриженный инок начал свое монашеское житие в московском Богоявленском монастыре. Инок Алексий духовно возрастал, упражняясь в подвигах поста и молитвы, и многие уважали его за богоугодную и самоотверженную жизнь.
             В 1352 году святой Алексий был посвящен в епископы Владимирские. Затем был избран митрополитом и отправился в Царьград, где его поставление совершил патриарх Константинопольский Филофей.
На обратном пути из Византии корабль святителя застигал буря, и митрополит Алексий дал обет воздвигнуть храм в честь того святого, чья память придется на день благополучного возвращения.
Корабль пристал к берегу 16 августа, когда Церковь празднует перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворенного Образа (Убруса)


               Господа Иисуса Христа. Во исполнение обета святой Алексий заложил в 1361 году на высоком берегу Яузы храм во имя Всемилостивого Спаса и устроил монастырь.
           По возвращении святой Алексий принял на себя бремя управления Русской Церковью и 24 года, вплоть до своей кончины, нес это послушание, подавая пример непорочным святым житием.
             Слава о великом подвижнике распространилась не только по Руси, дошла она и до ордынских пределов.
Хан Джанибек, узнав, что по молитвам святителя Алексия совершаются чудеса, потребовал у великого князя прислать к нему человека Божия, чтобы тот исцелил его жену, ханшу Тайдуллу, 3 года назад совершенно ослепшую. При этом хан велел передать великому князю: «Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты будешь иметь со мною мир. Если же ты не пошлешь его ко мне, то я разорю огнем и мечом твою землю».
           Над Русью нависла угроза татарского нашествия. Для спасения людей от лютой смерти митрополит Алексий совершил молебствие в Успенском соборе. И тут произошло чудесное событие. Во время молебного пения сама собою зажглась свеча у гроба святого митрополита Петра. Святой Алексий взял с собой в путь часть возгоревшейся свечи.
Еще накануне прибытия митрополита Тайдулла видела его во сне в архиерейском облачении. Пробудившись, она велела изготовить драгоценные святительские ризы и облачения для священников.
           Прибыв на место, святитель, торжественно встреченный Джанибеком, вошел в палаты Тайдуллы, зажег свечу от гроба святого Петра и после продолжительной горячей молитвы окропил ханшу святой водой, после чего она тот час же прозрела.
Хан щедро вознаградил святителя, а Тайдулла в благодарность за свое исцеление подарила ему принадлежавший татарам участок земли в Московском Кремле. Здесь святитель воздвиг в 1365 году церковь во имя чуда архистратига Божия Михаила, бывшего в Хонех, и основал монастырь, впоследствии получивший название Чудова.
Алексию пришлось еще раз побывать в Орде, на сей раз у свирепого хана Бердибека, после смерти Джанибека занявшего ханский престол и убившего 12 своих братьев. Святитель сумел утолить ярость хана и добиться заверения о мире с православными.
               В своей деятельности святой Алексий много заботился о духовном просвещении народа, об утверждении иноческих обителей. Кроме Чудова и Андроникова монастырей, им были основаны обители – Благовещенская в Нижнем Новгороде и в Константино-Еленинская во Владимире. В Москве он также основал Алексеевский и Зачатьевский женские монастыри.
             После смерти великого князя Иоанна Иоанновича святитель - как духовный наставник десятилетнего князя Дмитрия – стал на долгое время фактически правителем Московского государства и до совершеннолетия своего воспитанника нес бремя государственного управления. Он помог великому князю выстоять в борьбе за великое княжение и впоследствии мудрыми советами и наставлениями способствовал объединению русских земель вокруг Москвы.
             В 1380 году воспитанник святителя Алексия благоверный великий князь Дмитрий Иоаннович одержал историческую победу над Ордой.
Святителю не суждено было дожить до этого славного дня. Но посеянные им семена, упав на добрую почву, дали добрый плод – возросшую, духовно окрепшую Русь, во весь свой богатырский рост вставшую на пути захватчиков из Азии и Европы.
           Умер митрополит 12 февраля 1378 года. По желанию святителя его тело было погребено в Благовещенском приделе соборного храма Чудова монастыря.
Честные мощи святителя были обретены нетленными
20 мая 1431 года.
Нет больше в Москве Чудова монастыря, нов утешение верным сохранена Господом великая святыня – мощи святителя Алексия. Ныне они почивают в храме Христа Спасителя. К ним, ища заступления печальника Русской земли, припадают православные христиане с надеждой на скорую помощь в бедах и напастях. Память святителя празднуется в дни его преставления 12/25 февраля и обретения его святых мощей 20 мая/2 июня.

******************************************************************************************


Икона Божией Матери «ОГНЕВИДНАЯ»

Об этой иконе известно очень мало. Год появления ее примерно 845. на иконе Богородица изображена одна, без Младенца Иисуса, с лицом, обращенным в правую сторону, погруженной в молитву. Особенность образа – цвет.


Богоматерь изображается с ярко-алым ликом и в одеянии насыщенного красного цвета. Видимо, это и послужило поводом к наименованию иконы «Огневидною». Богоматерь символизирует Новозаветную Церковь, а также кровь Агнца Искупителя Иисуса Христа, пролитую за человечество.
Местонахождение первоисточника неизвестно, но списки с иконы были распространены по всей России.

**********************************




«ВЕЛИКАЯ ЛАВРА»
«Не много лиц мне память сохранила,
Не много слов доходят до меня,
А прочее погибло невозвратно…»
(А.С. Пушкин «Борис Годунов»)



                Был когда-то в Москве знаменитый Чудов монастырь. Звенели колокола, горели на солнце маковки куполов. А теперь обители нет. Снесли, для того, чтобы расширить Ивановскую площадь.
Неизвестно, когда возник монастырь. Но летописное свидетельство гласит, что в 1365 году митрополит Алексей заложил на этом месте каменную церковь во имя Чуда Архангела Михаила в Хонех.




      Память о чуде в Хонех должна поддержать дух москвичей, перепуганных страшным летом 1365 года. Жесточайшая засуха началась тогда. Стонала и трескалась земля. Страшным пожаром был уничтожен город и дубовый красавец-кремль. В Москве только что встал у власти семнадцатилетний князь Дмитрий Иванович (будущий Донской).
Вблизи города Иераполя, в местечке Хонех, над источником, приносившим исцеление многим больным, находился храм Архистратига Михаила, построенный в благодарность за обретенное здоровье.


Заботился об источнике бедный отрок Архип, бескорыстное служение которого начало раздражать живших в округе язычников. С помощью вод двух рек, протекавших по соседству, язычники решили затопить и храм, и чудотворный источник.
        Узнав о неминуемой гибели, Архип обратился с молитвой к архистратигу и услышал голос, приказавший ему выйти из храма. Юноша подчинился и стал свидетелем чуда. Вода из рек была пущена, но появившийся Михаил поднял руку, и потоки устремились в расщелину большого камня. Храм и источник остались невредимыми.
Исцеление Тайдулы. Из Лицевого жития святителя Алексия, написанного Пахомием Логофетом в XVI веке.

          Считается, что раньше на месте монастыря находился Царев Ордынский Посольский двор, где останавливались посланцы Орды. Землю ханского представительства подарила митрополиту Алексею царица Тайдула, мать царствовавшего хана Джанибека, особенно благоволившая святителю после того, как он своими молитвами спас её от слепоты.
Митрополит Алексей завещает себя похоронить у стен Чудовской церкви. Но Дмитрий Донской не захотел выполнить воли святейшего. Как более достойное было выбрано место погребения внутри храма, в Благовещенском приделе.
           Чудовская церковь была достаточно велика. Когда в 1431 году во время литургии ее верх от ветхости обрушился, чудесным образом не задев служивших священников, ров для фундамента нового храма начали копать внутри старого здания и при этом обнаружили нетленные мощи святителя Алексея. Даже ризы митрополита остались «невреженны, яко вчера облечены».
О Чудовской церкви заботились все правители. Захоронения в ней и около нее представлялись самыми почетными.
В 1547 году в Москве вспыхнул очередной пожар. Чудов монастырь выгорел дотла. Нетронутыми остались только мощи святителя Алексея. В огне погибли 18 старцев, 50 монастырских слуг и весь продовольственный запас.
К Чудову монастырю Иван Грозный будет испытывать особую привязанность. Когда в 1556 году у него родится дочь, царевна Евдокия, он будет крестить ее в Чудовом монастыре и прикажет построить над задними вратами обетную церковь во имя Иоанна Лествичника с приделом Евдокии Мученицы.
У этой маленькой церковки оказалась своя особая судьба. Она в царствовании первых Романовых вошла в число бедных церквей, которым периодически давалась царская милостыня. Так случилось в 1649 году, когда случайно разбился один из «верховых» нищих, которых привечал и содержал при дворце царь Алексей Михайлович.




Чудов монастырь. Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и святителя Алексия.

        В Алексеевской церкви Чудова монастыря крестит своих сыновей, Иоанна и Федора, Иван Грозный, и своего единственного ребенка – царевну Федосью царь Федор Иоаннович. Михаил Федорович Романов крестит в монастыре своих детей, а царь Алексей Михайлович – своего погибшего в младенчестве царевича Дмитрия, позднее – будущего Петра I и его сестру царевну Наталью Алексеевну. В XIX веке к этому обычаю вернется император Николай I для единственного своего ребенка – будущего царя-освободителя Александра II.
     Чудовская обитель становится предметом постоянных забот юного Федора Алексеевича. После его смерти все расходы обители берет на себя царевна Софья Алексеевна.
       Построек в монастыре было много. Главной святыней оставалась соборная церковь Архангела Михаила. Боярином Ховриным была построена в Чудовом монастыре церковь Воздвиженья. При Иване Грозном появилась церковь над задними монастырскими воротами – Крестовая.
          Были здесь и братские кельи с служебными палатами – пирожною, поварнею, квасным погребом и пивоваренной. При том, что монастырский стол всегда оставался постным, его отличало исключительное разнообразие блюд, особенно на архиерейском обиходе и на царских угощениях.
По обычаю подавалось множество блюд, причем есть или даже пробовать каждое было необязательно. Каждый выбирал еду по вкусу. Есть на праздничных столах, например, начинали с холодных закусок. Обязательной считалась икра зернистая, визига под хреном, реже подавалась красная икра.
Холодные блюда сменяли горячие – щи и разного рода уха. К каждому сорту ухи подавались особые пироги: подовые, просыпные, кислые, с молоками, печеные в виде карасей, Троицкие, а также оладьи, пышки, кулебяка, блины. Уху, как и все горячие блюда, подавали в медных сковородах.
За постными столами вместо зернистой икры и визиги подавались грибы, за которыми следовали кушанья гороховые, ягодные.
            Разнообразными были и сорта подававшегося к столу хлеба: белый крупитчатый – папошник, кольцо крупитчатое, калачи четвертные, упруги пшеничные, братский ржаной.
В Чудовом монастыре существовала богатая библиотека в архиерейских покоях.
В XVI – XVII веках монастырь стал центром духовного образования. В нем действовала Патриаршая школа, среди преподавателей которой были знаменитые ученые своего времени. Начало традиции было положено самим митрополитом Алексем: в монастыре хранилась собственноручная рукопись его перевода Нового Завета с греческого на славянский.
             Чудов монастырь за свои века был подлинной обителью русского просвещения. Жил в его стенах сам Максим Грек, и правили здесь богослужебные книги во время никоновской реформы. Именно в Чудове патриарх Филарет устроил «патриаршую школу» – греко-латинское училище, ставшее предтечей Славяно-греко-латинской Академии. В нем преподавали Арсений Грек и Епифаний Славинецкий, выходец из знаменитой Киево-Могилянской Академии, трудившийся в Чудове и над исправлением богослужебных книг. А в 1658 году он перевел для государя и патриарха «дохтурскую книгу» – новое и еще редкое в Москве медицинское пособие, так как медицина только входила в московский высочайший обиход – и получил за то жалование в размере 10 рублей.
                В Чудов монастырь по традиции отправляли детей знатных бояр «от дурного общества» – учиться и воспитываться, а по достижении 16 лет они возвращались в обычную жизнь. Иностранец Кленк, видевший Чудову обитель в конце XVII столетия, по этому поводу писал, что ее скорее можно назвать дворянским учебным заведением, чем монастырем. Жил здесь и русский просветитель Карион Истомин, тоже приехавший из Малороссии, и поначалу подвизавшийся в Заиконоспасском монастыре в Китай-городе. В 1692 году он издал свой знаменитый букварь, который подарил царице Наталье Кирилловне для воспитания внука, царевича Алексея – старшего сына Петра I. А прежде для воспитания маленького Петра он написан целую энциклопедию в стихах. Историки иногда называют Истомина предшественником самого Тредьяковского - он воспевал стихами еще царевну Софью, а потом и брак Петра I с Евдокией Лопухиной.
              И Карион Истомин, и Епифаний Славинецкий были похоронены в стенах Чудовой обители. Здесь же был погребен юродивый Тимофей Архипов, до принятия подвига служившего иконописцем. До самой смерти он жил в Кремле у царицы Прасковьи Федоровны. Когда к ней приходила царевна Анна Иоанновна, дочь царя Ивана Алексеевича и племянница Петра I, он всегда встречал ее восклицанием: «Дон, дон, дон, царь Иван Васильевич!» что сочли потом предзнаменованием жесточайшего правления Анны Иоанновны, уподобленное царствованию ее предка, Ивана Грозного. А в роду Нарышкиных долго хранилась реликвия – борода юродивого. Когда она исчезла, эта старшая ветвь Нарышкиных пресеклась – потомства у них больше не было.




Икона "Преподобный Сергий Радонежский".
XVII век.


              Принадлежала Чудову монастырю и особая роль перевоспитания строптивых иерархов. В 1391 году, например, в Твери епископ Евфимий Вислень поссорился с Тверским великим князем и после суда над ним был отставлен от епископства и поселен в Чудовом монастыре. Распорядок монашеской жизни был здесь очень строгий, наказуемый должен был ему точно подчиняться. Емфимий скончался в следующем же году и был погребен за алтарем храма.
            Самую большую известность придала Чудову монастырю его связь с Григорием Отрепьевым, которого многие историки считают Лжедмитрием.
           Установлено, что предки Григория выехали на Русь из Литвы. Одни поселились в Галиче, другие – в Угличе. В 1577 году неслужилый «новик» Смирнов-Отрепьев и его младший брат, 15-летний Богдан, получили поместье в Коломне. Несколько лет спустя у Богдана родился сын Юрий, в обиходе Юшка, в монашестве Григорий.
Богдан Отрепьев дослужился до чина стрелецкого сотника и был зарезан в пьяной драке. Юшка остался на попечении матери, которая позаботилась об обучении сына грамоте и чтению Священного Писания, после чего отправила будущего Григория в Москву к своему зятю, дьяку Семейке Евфимьеву. Мальчик отличался редкими способностями, с такой быстротой постигал науку, что окружающие готовы были заподозрить, что помогает ему сам дьявол. К тому же Отрепьев-младший приобрел редкой красоты каллиграфический почерк, что в те годы ценилось исключительно высоко.
              Именно красивый почерк и редкая сообразительность помогают Юрию Богдановичу устроиться на службу к окольничему Михаилу Романову, родному дяде будущего царя.
Но в ноябре 1600 года царю Борису Годунову удалось подвести под опалу весь могучий романовский род и его окружение. Последовали бесконечные ссылки, допросы с пристрастием. И возможно страх побудил Отрепьева скрыться в монастыре.
                 В Чудовом монастыре жил дед Отрепьева, который и забрал его под свое начало. Сначала был дьяконом, потом патриарх забирает к себе на Патриарший двор Григория, где ему поручается переписывать книги и сочинять каноны святым. Невыяснено только одно обстоятельство, почему придворный патриарха, живший в холе и ласке, неожиданно оставил Чудов монастырь и бежал в Литву в 1602 году.
В монастыре окончилась жизнь патриарха Гермогена. Здесь же нашел свой светский конец «боярский царь» Василий Шуйский.
В стенах и храмах обители покоятся известные личности – Салтыковы, Собакины, Куракины, Одоевские, Оболенские, Трубецкие….
            В соборном храме Чудова монастыря завершается бурная история патриарха Никона. Церковным Собором Никон был признан виновным в том, что он произносил хулы на царя. Чтобы вывезти бывшего патриарха в ссылку, пришлось прибегнуть к хитрости и обмануть толпы народа, ждавшего появления осужденного. Для этого Никона ночью вывезли через Троицкие ворота. По Москве прошел слух, будто наложил Никон проклятие на Чудов монастырь, сказал, что судьба обители исчезнуть без следа и на земле, и в памяти человеческой.
В 1905 году в Чудовом монастыре были упокоены останки убитого Московского губернатора великого князя-мученика Сергея Александровича. (В 1995 году останки великого князя были перенесены в Новоспасский монастырь, а обнаружены они были случайно во время строительных работ в Кремле еще в 1985 году – и тогда закопаны обратно!)
        Монастырь славился на всю Москву своими просфорами – москвичи стучали в окно и в открытую форточку подавали за них деньги. А внутри монастырской Благовещенской церкви в особой палатке, устроенной в стене, продавали «чудотворцев мед».