***************************************************************************************************************************
БЕЛЫЕ ХРАМЫ РОССИИ
Богоявленский женский монастырь город Углич
По одной из версий его основала великая княгиня Евдокия, жена Дмитрия Донского, в конце XIV века, по другой – Ксения Шестова, мать Михаила Романова, в конце XVI столетия.
Богоявленский женский монастырь занимал целый квартал в центре Углича, выходя своими постройками на четыре улицы.
Процветанию монастыря послужило пребывание в ссылке в городе Угличе царицы Марии Федоровны, матери последнего царевича Дмитрия.
Смоленская церковь Богоявленского Федоровская церковь 1818 г
монастыря 1700г. Углич.
В 1591 году, после убийства царевича, здесь совершилось невольное пострижение этой несчастной царицы в иночество с именем инокиня Марфа, после чего она была сослана в монастырь Череповецкой губернии. В то время Богоявленский монастырь был весь деревянный и имел две церкви.
Жизнь монастыря угасала в силу жизненных обстоятельств смут и гонений на церковь. Но всякий раз вновь возобновлялась по воле Божией и благодаря замечательным личностям Российского государства.
В 2003 году в городе Угличе началось возрождение храмов Богоявленского монастыря.
Федоровский летний храм, где находятся дивные фрески, удалось привести в порядок
Образ Богородицы Федоровская
Основание Богоявленского собора связано с красивой легендой. Место, где он поставлен, первоначально занимал сад горожан Буториных. Весной, когда яблони цвели, вышедшая на крыльцо Прасковья Буторина увидела, что в сад опустились три лебедя. Так повторялось несколько лет. После покупки земли игуменья Еликонида восприняла это событие как знамение и алтари храма поместили на то место, где опускались лебеди.
Собор возвели по проекту К.А. Тона, автора храма Христа Спасителя в Москве.
фреска храма "Господь ВСЕДЕРЖИТЕЛЬ"
****************************************************************************
ДИВЕН БОГ ВО СВЯТЫХ СВОИХ
Юродивые. Грязные, оборванные, голодные, они ходили по Руси, побирались. И относились к ним по-разному. Одни гнали их, били, плевали в лицо. Другие жалели. Да и как не пожалеть безумного…
Слабоумие и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, требуется величайшее мужество. Мир не понимая юродивых, глумится над ними, и не поймет он, какая великая скорбь переполняет сердца этих подвижников.
Такие люди нередко совершали гражданские подвиги, на которые не решались люди, мнящиеся быть мудрыми. Подобно древним пророкам, они не стеснялись говорить резкую правду в глаза сильным мира сего. Потому-то и терпели их власть имущие. Потому и смиряли свое несмиренное сердце перед босоногим, грязным оборванцем.
Василий Блаженный родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Красиво работал, вгонял молотком гвоздочки в сапожные каблуки. Сапожная мастерская находилась прямо под кремлевскими стенами.
Пришел как-то к хозяину человек сапоги заказать, а Василий рассмеялся. Отругал его мастер. Можно ли смеяться над состоятельным человеком?! Ушел заказчик, а мастер к Василию кинулся. Скажи, да скажи, чего скалился. А не скажешь, рассчитаю завтра.
Тут Василий и сказал, что не нужно шить сапоги те, так как заказчику они не понадобятся. Умрет он завтра. Так и случилось.
Очевидно, с этого случая и начался юродивый путь праведного Василия Блаженного, московского чудотворца. С 16 лет встал он на этот тяжкий путь. Ушел он от сапожника. Ушел в никуда. На московские площади, на паперти московских церквей, в дождь и слякоть, в лютую стужу и мороз.
Привыкли к нему москвичи. Зла он никому не делал. Был Василий вроде бездомной собачонки, кто подкормит, кто погладит, а кто и цыкнет в раздражении. Но в основном люд московский Василия Блаженного чтил, потому что юродивых на Руси в ту пору было немало, в каждом городе свой. Обижать их могли разве что безбожники, нехристи.
Чаще всего обитал Василий на церковной паперти. Молился много, со слезами. И народ опасливо следил за его молитвенным подвигом.
Как-то всю ночь простоял он на коленях у врат Успенского собора в Кремле. И плакал, очень плакал блаженный. Москва затаилась в преддверии беды. А беда уже в ворота стучалась. Махмет-Гирей со своими черными полчищами к городу приближался. И спасла таки молитва великая город.
Даже царь Иоанн Грозный чтил Блаженного. Вернулся как-то государь из храма, прилег отдохнуть. А Василий тут как тут.
- Ты откуда? – спрашивает царь.
- Откуда ты, оттуда и я.
- Чего-то я тебя в церкви не видел.
- Так и я тебя не видел, государь, ты ж не в храме Божьем был, а на Воробьевых горах.
- Чего ты мелешь, Василий, в храме я был, - осерчал царь.
- Да ты только стоял в церкви-то, а мыслями дворец строил на Воробьевых горах. А разве ж так молятся?
Смутился царь. Давно он задумал построить красивейший дворец на Воробьевых горах. Вот и представлял, каким он будет, какие лестницы, хоромы, гулянья…. Ничего не скроешь от праведника, даже царское лукавство.
Раз один богатый вельможа подарил Василию лисью шубу, богатую, красивую. Василий всегда отказывался от таких богатых подарков, а тут взял. Накинул ее на свое тщедушное, грязное, в болячках тело и побежал на улицу. А ему, блаженному нищему позавидовали. Хитростью решили прибрать к рукам дорогую шубу. Один лег на дороге – вроде как умер, а другие рядом причитают: умер, дескать, а хоронить не на что.
- Давно ли умер? – склонился над лежащим блаженный.
- Да только что почил, - запричитали сотоварищи.
Снял с себя богатую шубу блаженный, накрыл лежащего и как приговор произнес:
- Будь отныне мертв за лукавство твое. – И пошел, как и раньше, голый, по хрустящему снегу.
Стали товарищи толкать лежащего, вставай, мол, наша шуба. Да разве мертвого разбудишь?
Уйдя из подмастерьев сапожника, взял на себя подвиг юродства Христа ради приехавший в столицу из маленького подмосковного села 16-летний отрок Василий. 72 года подвизался он в этом подвиге. За эти долгие годы стал частью Москвы, его чистая чудотворная молитва возносилась в высокое московское небо. Его поступки были порой странны, нелепы, но москвичи знали, что скрыт в них глубокий смысл. Его тело было грязно и безобразно. Но москвичи знали, что оно антипод чистой, прекрасной святой его души.
88 лет от роду оставил он Москву сиротой. Плакала Москва светлыми и горькими слезами. Понимала, что лишилась она его земного попечительства, но на небесах обрела великого заступника. Отпели праведного Василия Блаженного и похоронили 2 августа 1552 года близ храма Святой Троицы на Рву. Через два года после его кончины Иоанн Грозный приказал построить в память покорения Казани Покровский собор. Собор был построен, но знаем мы его именно как собор Василия Блаженного. Под спудом собора и почивают мощи московского чудотворца.Юродивые на Руси почитались. И не жалость к безумным тому причина. Ведь безумия-то и не было. Юродивые Христа рад, люди совершенно здоровые психически, сами, добровольно брали на себя тягчайший крест безумия. Это был подвиг. Самый высокий христианский подвиг, на который призывались Господом особые подвижники. Нелегко отказаться от богатства, от сытой жизни, от знатного происхождения. Во имя какой высокой цели все это совершалось?Слабоумие и и истинное юродство не имеют между собой ничего общего. Наоборот, чтобы решиться на юродство, требуется величайшее мужество. Мир не понимая юродивых, глумится над ними, и не поймет он, какая великая скорбь переполняет сердца этих подвижников. Такие люди нередко совершали гражданские подвиги, на которые не решались люди, мнящиеся быть мудрыми. Подобно древним пророкам, они не стеснялись говорить резкую правду в глаза сильным мира сего. Потому-то и терпели их власть имущие. Потому и смиряли свое несмиренное сердце перед босоногим, грязным оборванцем.Они о нас молятся. Их молитва – великая сила. Как была великой силой их святая, их тяжкая жизнь.*************************************************************СИЛЬНА РУСЬ МАСТЕРАМИ народные промыслыСКАЗКИ СТАРОЙ ХОХЛОМЫБыло это давным-давно, еще при царе Алексее, отце Петра Первого. Тогда Патриарх Никон нарушил веру стародавнюю и уничтожил книги, переписанные руками старательных монахов. С тяжелой руки Никона новая вера была на Русь напущена. Взволновалась Русь, усмиряемая «тихим» царем Алексеем, застенками да колодками. Побежал люд подальше от первопрестольной Москвы, от глаз царских да патриарших в леса, на Керженец, да на Узолу. Только тайные сторонники старого благочестия остались в Москве. Среди них первейшей руки живописец, богомаз по прозванию Лоскут Андрей.Днем работал, вечерами двуперстия творил. Пришло время и ему стало невмочь. Собрал он кисти свои да краски-мази и уехал в семеновские леса, подальше от царя. В каком-то починке избу срубил, точить-писать начал. Дни и ночи работал, а что работал – не знали люди, не пускал их к себе в избу Лоскут. Да и люди, больше беглые, беспоповцы, не привыкли бывать друг у друга. Больше сами с собой да с тайгой керженской советовались.Нашлись, однако, завистники, донесли царю про Андрея. Тот послов направил, строго наказал явить мастера пред его царские очи и заставить в столице малевать.Лоскут – ни в какую, послов из избы прогнал.И тут вскипела царская кровь, затуманила глаза. Кому, по правде, из правящих такой отказ понравится. Новый наказ целой роте солдат: достать ослушника, но не для работы, для казни. И зашагали в семеновские леса солдаты. А молва народная бежала вперед бегом заячьим.Услышал Лоскут о вести страшной. Думал день, два. На третий кликнул, собрал народ лесной. Молвил Андрей слова свои первые:- Смерть идет за мной, берите припас мой и рукоделье, краски и мази да расходитесь по деревням и починкам, учитесь точить-малевать да детям и внукам внушайте; дерево, с корня снятое, живым делайте. Оно любое подобие принять может.Взволновался народ, краски да инструмент Андреев разобрал, по лесам-домам разбрелся и как следует его припрятал.Солдаты пришли к кострищу огненному: догорал дом Андрея-живописца, зажженный им самим. Не достался царю на расправу и мастер: сгорел в той избе своей заживо.Ушли солдаты.А краски и инструмент Андрея в дело пошли. Искрами изошел, рассыпался Андрей. Искры те осели в тайге керженской, и запалили они пламя красок хохломских по лесным деревням да починкам.С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски старой хохломы. ***********************************************ВЕЛИКИЕ СВЯТЫНИОрден Андрея ПервозванногоВ России известность апостола Андрея распространилась в годы царствования Петра I. 10 марта 1699 года был обнародован царский указ об учреждении первого в России нагрудного знака отличия – ордена Андрея Первозванного. Он представлял собой серебряную звезду, посередине которой в золотом поле был изображен двуглавый орел с тремя коронами, а на нем – косой крест с распятым апостолом Андреем. В голубой окружности значился девиз ордена: «За веру и верность». К звезде прилагалась голубая лента, которую надлежало носить через правое плечо, а также крест на золотой цепи. В эти регалии облачались в особо торжественные дни. Первым кавалером ордена Андрея Первозванного в марте же 1699 года стал один из ближайших сподвижников Петра I генерал-адмирал Федор Алексеевич Головин.Сам Петр был награжден первым российским орденом по настоянию Сената в 1703 году – за успешное руководство сражением в устье Невы.В последующие годы орденом Андрея Первозванного награждались наиболее выдающиеся государственные и военные деятели, преимущественно из императорского окружения и двора. Лишь однажды было сделано исключение: в ноябре 1796 года императорским указом ордена Андрея Первозванного был удостоен священнослужитель – митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил. В истории русской православной церкви он так и остался единственным духовным лицом – кавалером высшего военного ордена России.Андреевский флагВ 1865 году учрежден новый кормовой флаг российского военно-морского флота – Андреевский: косой синий крест на белом полотнище. Белый цвет исстари был любимым и распространенным в русских войсках. Под белыми стягами с изображением Христа Спасителя или Георгия Победоносца сражались с иноземными захватчиками дружины Александра Невского и Дмитрия Донского. Белые знамена со святыми христианскими символами осеняли русские полки в Ливонских войнах Ивана Грозного, в славных баталиях под водительством Петра Великого. И когда произошла смена государственных флагов Российской империи, на новых стягах все же остался белый цвет – цвет непорочной чести и дружелюбия.Полоса белого цвета стала верхней частью нового трехцветного государственного торгового флага России. А центральное место в нем заняла синяя полоса, словно одна из перекрещивающихся полос с Андреевского флага. Синий, а точнее – васильковый цвет тоже с древних времен считался любимым цветом славян-земледельцев. Васильки – непременные спутники хлебной нивы, воспеты и прославлены народом в песнях и сказках. Любимым праздничным нарядом русского крестьянина была рубаха-косоворотка василькового цвета. А женщины-селянки любили васильковые сарафаны – наряднее ничего не было.Сегодня над Россией вознесен прежний флаг, соединив