Меню сайта

Наш опрос

Откуда Вы унали о моём сайте?
Всего ответов: 200

Форма входа

Календарь новостей

«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930

Поиск

Статистика


Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Родник №1


Р О Д Н И К   № 1
Сентябрь


Здравствуй, дорогой друг-читатель!
Девчонки и мальчишки, мамы и папы, бабушки и дедушки и все, все желающие!
Детская православная газета «РОДНИК!» рада знакомству с вами.
Приглашаем к сотрудничеству ребят, кому не безразлична судьба своей страны, Родины, Отчизны, школы, класса, своих друзей, всех, кто настойчив и любознателен, пессимистов и оптимистов, влюбленных и раздумывающих, физиков и лириков. Мы приглашаем к откровенному разговору тех, кто ищет дорогу к себе.
Размышляйте, выдумывайте, творите, спорьте, высказывайте свое мнение, поделитесь радостью и грустью, тревогами и сомнениями…
Надеемся обрести новых и верных друзей.

Засентябрило за окном, засентябрило…   
    
                     
Праздники в сентябре

1. Донской иконы Божией Матери
8. Сретение Владимирской иконы Божией Матери
11. Усекновение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
12. Святых благоверных князей Александра Невского, Даниила Московского
21. Рождество Пресвятой Богородицы
27. Воздвижение честного и животворящего креста Господня
30. Мцц. Веры, надежды, Любви и матери их Софии





      В старину у сентября было много названий: вресень, хмурень, ревун. Сентябрь – пора бабьего лета. По нему даже предсказывали будущую погоду.
Бабье лето ненастно – осень сухая.
Бабье лето красно – осень дурная.
        В сентябре совпадало множество работ в поле и на огороде, забот по хозяйству. И весь месяц чтобы удобнее было примечать текущее время, делили на «именные» недели. Первая неделя – Семеновская – по первому дню сентября – дню памяти св. Сименона Столпника; вторая – Михайловской, третья - Никитской, четвертая – Дмитриевской.
Следует заметить, что в новом календаре все эти дни смещены на 13 дней вперед.

ОБЫЧАИ НАШИХ ПРЕДКОВ

       Имя и образ Марии, Божьей Матери, глубоко почитаемы во всем христианском мире. Часто, особенно в тяжкие минуты, поминают ее в своих молитвах и православные христианки.
Пастух Иоаким и его жена Анна к старости горько скорбели о своей бездетности. Иоаким однажды упрекнул Анну в бесплодии и, оставив ее, ушел со своим стадом в пустыню. А Анна, потрясенная отречением от нее мужа, обратилась с горячей молитвой к Богу о даровании ей ребенка. «И тогда предстал перед нею ангел Господнен и сказал: «Анна, Анна,        Господь внял молитве твоей, ты зачнешь и родишь, и о потомстве твоем будут говорить во всем мире».
Такое же известие от ангела получил Иоаким в пустыне. Обрадованный, он тотчас погнал свое стадо домой. Супруги сердечно и трогательно приветствовали друг друга, и в их семье воцарился прежний покой и радость. Прошли положенные месяцы и родилась на свет девочка, и нарекли её Марией.
День Рождества Марии Божьей Матери и в наши дни отмечают особо торжественным молебном. На утрени поют величание: «Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей и всеславное славим рождество Твое».


Святая Софья и ее дочери


     Почитание святой Софьи на Руси восходит к началу распространения христианства по Русской земле. Новгородцы утверждали: «Где София – там Русь». Среди первых храмов, возведенных в Киеве и Новгороде, самые величественные названы ее именем.
     В народе Софию нарекли мудрой, покровительницей христианской культуры не только из-за ее причастности к распространению богословия, но и как мать, воспитавшую трех дочерей в христианском благочестии и высокой духовной стойкости.
      В девичестве, приняв христианство, римлянка София назвала своих дочерей именами высших христианских добродетелей – Верой, Надеждой, Любовью. Оставшись вдовой с тремя дочерьми, София прослыла страстной проповедницей учения Иисуса Христа. Ее дочери сердечно восприняли от матери самые добрые и благодатные качества.
     Слух о чудесных девочках дошел до императора Адриана, и он велел доставить Софию с дочерьми к нему. Произошло это в 137 году. И было Вере – 12, Надежде – 10, а Любови – 9 лет.
Императорские жрецы потребовали от Софии и ее дочерей, чтобы они публично отреклись от Христа и принесли жертву богине Артемиде. Но они решительно отказались. Тогда девочек отдали палачам.
Боль пыток и неотвратимая угроза смерти не сломила детские души. Девочек жестоко истязали на глазах у матери. Но и она держалась с невиданным мужеством. Веру раздели донага и били без всякого милосердия, а потом положили на раскаленную железную решетку, на которой она лежала два часа. После чего девочке отрубили голову. Так же истязали и казнили и двух младших дочерей.
      Пытали и Софию. Она не отреклась от христианской веры и твердо заявила, что готова разделить участь своих безвинных дочерей. Изумленные стойкостью женщины, палачи пощадили мать и отдали ей тела казненных дочерей. София сложила всех трех в общий ковчег и отвезла за город. На высоком месте она вырыла общую могилу и с помощью добрых людей-единоверцев похоронила останки дочерей-мучениц. И осталась у свежей могилы, вознося молитвы.
Так она сидела три дня, пока ее душа не соединилась с душами дочерей. Ее тело погребли в одной с ними могиле.
     Подвиг Софии и ее дочерей высоко возносится во всем христианском мире. В 777 году папа Римский Адриан отдал мощи святых мучениц страсбургскому епископу Реминио, который поместил ковчег с останками Софии и ее дочерей в церкви города Эша, там он и хранится по сей день.
    В день памяти святой Софии и ее дочерей в российских селениях устраивались «вселенские бабьи именины». Было принято чествовать, угощать пирогами односельчанок, которых звали Софьей, Верой, Надеждой, Любовью.

О! СВЕТЛЫЙ ОБРАЗ ТВОЙ!

          Донская икона Пресвятой Богородицы принадлежит кисти знаменитого иконописца XIV века Феофана Грека.
Эта икона исторически связана с одним из важнейших моментов становления Русского государства – собиранием русских земель вокруг единой великокняжеской власти и знаменательнейшим событием русской истории – Куликовской битвой.
         В то нелегкое время все россияне объединились под знаменами великого князя Дмитрия Донского. Пришли к нему на помощь и донские казаки. Они и принесли с собой икону Богоматери, взятую ими из Благовещенской церкви городка Сипотина. Этот образ был утвержден на древке, как хоругвь, и все время, пока продолжалась война, находилась среди русских войск. 8 сентября 1380 года перед решающей битвой с Мамаем на знаменитом Куликовском поле икону как знамя носили среди православных воинов. С Божьей помощью русские войска разбили татарские полчища. 
       После битвы донские казаки поднесли князю эту икону в дар. Дмитрий сначала поместил ее в Московском Успенском соборе, а потом во вновь построенный Благовещенский собор. Причина, побудившая князя к перенесению иконы из одного собора в другой, пояснена в сделанной на обратной стороне иконы надпись: «Благовещение Богоматери». Икона с тех пор известна под именем Донской.
      Другой случай заступничества Богоматери имел место уже в царствование благоверного царя и великого князя Федора Иоанновича. В 1591 году вторглись в пределы России крымские татары. Они под предводительством крымского царевича Нурадына и его брата Мурат-Гирея подошли к самой Москве и раскинули свой стан при речке Котлы, на Воробьевых горах. Появление татар было полной неожиданностью для жителей столицы. Царствовавший в то время Федор Иоаннович был поставлен в очень тяжелое положение: значительная часть его войск находилась в Новгороде, защищая этот город от шведов, а оставшейся части было недостаточно для отражения внезапно появившихся врагов. Уповая на помощь свыше, царь приказал совершить вокруг городских стен крестный ход с Донскою иконою Богоматери и затем поставить ее среди ополчившегося на брань войска. Ночью царь Федор Иоаннович после усердной молитвы получил откровение от явившейся ему Богоматери: Она утешила его и обещала свою помощь. Действительно, скоро татары были устрашены какою-то невидимою силой, покинули поле битвы и стали спасаться бегством, оставив за собою множество убитых и раненых.
         В воспоминание чудесно дарованной победы над татарами царь Федор Иоаннович в том же 1591 году основал монастырь на месте, где стояла Донская чудотворная икона Богоматери во время битвы. Монастырь был также назван Донским. В нем была помещена Донская икона Богоматери, и установлено ежегодное празднование 19 августа (1сентября по н.с.) с крестным ходом из Успенского собора в Донской монастырь

БЕЛЫЕ ХРАМЫ РОССИИ

Храм Христа Спасителя
            Сразу после окончания войны 1812 г. возникла идея строительства в Москве храма Христа Спасителя. Он должен был стать главным памятником великой победе.
       Из множества предложенных проектов Александр I выбрал один, принадлежавший молодому архитектору-самоучке Александру Лаврентьевичу Витбергу. Храм предполагалось соорудить на Воробьевых горах, откуда он мог быть виден всей Москве. Состоялась его торжественная закладка. Но начатое строительство вскоре прекратилось. Витберг был отправлен в ссылку, а на его место назначен новый архитектор — Константин Андреевич Тон.
        Храм решено было возвести на месте бывшего Алексеевского женского монастыря. В связи с этим долгое время существовала легенда, согласно которой одна из монахинь, возмущенная переносом монастыря, в сердцах прокляла место возведения храма и предрекла, что ни одно сооружение не простоит на этом месте более 50 лет. Как бы то ни было, место строительства было выбрано как нельзя более удачно: храм был виден с любой точки Москвы.
10 сентября 1839 г. в торжественной обстановке в присутствии правившего тогда императора Николая I был заложен первый камень в основание храма, строительство которого пришлось в основном на вторую половину XIX в. В 1881 г., спустя сорок два года после начала строительства, храм Христа Спасителя был завершен. Его огромный золоченый купол вознесся над Москвой и был виден со всех концов города.
       Снаружи храм имел богатое скульптурное убранство, а внутри — росписи. Лучшие русские живописцы — В.В. Верещагин, В.И. Суриков, И.Н. Крамской — украшали его. Дорогие породы декоративного камня пошли на отделку собора. Внутри его стены были увешаны десятками мраморных плит, на которых в хронологическом порядке перечислялись все сражения русской армии, назывались имена военачальников, отличившихся офицеров и солдат.
В 1931 году по распоряжению И. Сталина храм был варварски уничтожен.

    
    

Прощай, хранитель Русской славы

Великолепный храм Христа,
Наш великан золотоглавый,
Что над столицею блистал!

Нет ничего для нас святого!
И разве это не позор,
Что "шапка золота литого"
Легла на плаху под топор!
(Н.В. Арнольд)

      На месте храма предполагалось построить Дворец Советов - гигантскую башню, увенчанную статуей В. И. Ленина. Однако планы по возведению здания были нарушены Второй мировой войной. В 1958-1960-х годах котлован, вырытый под фундамент Дворца, был использован для строительства открытого плавательного бассейна "Москва".
        В 1994 г. Общественный наблюдательный совет по воссозданию храма, который возглавили патриарх Московский и всея Руси Алексий II и мэр Москвы Ю.М. Лужков, обратился ко всем русским людям «пройти по дороге, ведущей ко храму, и принести то, что каждый может». 7 января 1995 г., на Рождество Христово, патриарх Алексий II освятил закладку храма. Уже через год, к Пасхе, засверкали в лучах весеннего солнца все его купола. А летом 1997 г. зазвенел над Москвой басовитый звон тридцатитонный колокол. В настоящее время храм Христа Спасителя один из самых любимых и почитаемых храмов в России, где проводятся все главные торжества и праздники Святой Русской Православной Церкви.

СИЛЬНА РУСЬ МАСТЕРАМИ
народные промыслы

Плыл над полем малиновый звон…

Волнение, которое мы испытываем, слыша колокольный звон, издревле считалось божественным вдохновением.

      Жизнь русского человека с колыбели протекала под колокольные звоны. Оттого и пословица сложена: «Звоном началось, звоном и кончится». Немыслима русская земля без пения колоколов.
С древности колокол считали Божьим гласом.
     Первые сообщения о литье колоколов русскими мастерами относятся к XIII веку. В XIV веке их производство сосредотачивается в Москве. Числом, богатством, красотой формы и отделки, благозвучностью колоколов Россия всегда занимала первое место в мире.
   В России колокола появились одновременно с христианством. Первые упоминания о них встречаются в летописи 988 года. Поначалу они звучали при храме Софии в Новгороде, в церквах Киева, Полоцка, Владимира.
Создание колоколов и пожертвование их церкви считалось на Руси благим делом. Русская церковь всегда занимала первое место в мире по числу колоколов и любви людей к колокольному звону.
        А вообще-то изобретение колоколов относится к глубокой древности. Родиной их была Азия. Древнейший дошедший до нас колокол – ассирийский – относится к 824 году до Рождества Xристова. Ровесниками его по древности являются японские и китайские колокола. Затем через Египет и Сирию колокола распространились по всему миру.
       С древних времен считалось, что колокол обладает способностью отгонять злых духов, нечистую силу. Кроме того, по древним представлениям, колокол обладает способностью вызывать дождь, отгонять молнии...
В античные времена колокола вешали у входных дверей, использовали в домах для вызова прислуги. Ударами в колокол поднимали по утрам рабов на работу. В Риме извещали об открытии общественных бань. В сельской местности стало обычаем вешать колокольчик на шею лошади, коровы, осла, мула, для того чтобы не потерялись во время выпаса. Имел колокольчик и другой смысл – исцелительный и охранительный.
        Церковные колокола использовались в государственных и общественных целях. В набатный колокол звонили в случае опасности, угрожающей городу. Им оповещали о пожаре. В него звонили для сбора народа. Большое влияние на звук колокола оказывают форма и толщина стен, отношение диаметра к высоте. Все это сказывается на красоте и чистоте звука. Искусство мастера и заключается в том, чтобы к составу сплава, состоящего из меди, олова и цинка, подобрать подходящую для будущего колокола форму.
        Колокольный звон имеет свои названия. Благовестом называется звон, при котором ударяют в один колокол или в несколько, но не во все одновременно, а в каждый по очереди. В последнем случае благовест называется перезвоном, или перебором. Благовест в течение дня звучит трижды – к вечернему, утреннему и дневному богослужению. Разливистый благовест означал добрые новости, благую весть.
       Слово «колокол», по догадкам некоторых ученых, имеет корень с греческого «калкун», означающее клепало или било.
Колокола обыкновенно отливаются из так называемой колокольной меди, состоящей из сплава 78 % чистой меди и 22 % олова. Но бывали примеры, что колокола делались из чугуна, стекла, глины, дерева и даже серебра. В Соловецком монастыре находятся глиняные колокола, неизвестно когда и кем слепленные.
Колокола у нас существуют многих видов и названий. Так известны: набатные, вечевые, красные, царские, пленные, ссыльные, благовестные, золоченые и даже лыковые.
       Первый из набатных колоколов висел в Москве, в Кремле, около Спасских ворот; он назывался также царским, сторожевым и всполошным; в него звонили во время нашествия врагов, мятежа и пожара; такой звон назывался всполохом и набатом.
       По свидетельству старожилов, у другого набатного колокола, который висел на башне Спасских ворот после первого колокола и который теперь хранится в Оружейной палате, по приказу Екатерины II был отнят язык за то, что он во время московского бунта в 1771 году сзывал народ; в таком виде он висел до 1803 года, когда был снят с башни и поставлен под каменным шатром у Спасских ворот вместе с большими пушками. Когда шатер сломали, колокол был сперва помешен в арсенал, а потом в Оружейную палату; на нем находится следующая надпись: «1714 года июля в 30 день вылит сей набатный колокол из старого набатного же колокола, который разбило, Кремля города ко Спасским воротам, весу в нем 108 пуд. Лил сей колокол мастер Иван Маторин».
          Кроме набатных, были еще колокола вестовые; они существовали в старину в Сибири и во многих пограничных городах южной и западной России. Ими давали знать о приближении неприятеля к городу. Вечевые колокола у нас были в Новгороде и Пскове, и не отличались большим весом.
         Красными колоколами называли такие, которые имели звон красный, т. е. хороший, усладительный, веселый; красные колокола то же, что красивые, благозвучные. В Москве, в Юшковом переулке, существует церковь святителя Николая «у красных колоколов»; этот храм более чем два века славился своим «красным звоном».
        Отливка колокола сопровождается на Руси особенною церемонией. Хозяин завода до начала литья приносит в мастерскую икону, зажигает перед нею свечи, и все присутствующие молятся. Хозяин сам читает вслух особую, соответственную случаю молитву, а мастера и рабочие ее повторяют. После этого все двери затворяют, и хозяин дает знак начинать дело. Несколько рабочих проворно и ловко берут наперевес рычаг и, раскачав его, пробивают в плавильной печи отверстие пода, откуда тотчас же огненным ключом вырывается расплавленная медь. В это время нужны все искусство и ловкость рабочих для того, чтобы медь лилась ровно и не переполняла бы желоба; в противном случае, она тотчас же выступает из него и половина ее выльется на землю, а если ее не достанет хоть на половину ушей колокола — вся работа пропадает, и колокол надо вновь переливать.
       По отливке колокол оставляется в земле иногда несколько дней, до тех пор пока совершенно остынет. После того как колокол остынет, его отрывают осторожно, снимают с него, или лучше разбивают, кожух и переносят в точильню. Там его обтачивают точилами, — и вся работа колокольно-литейного дела закончена. Когда колокол совсем готов, призывается священник для освещения. В молитве, читаемой при освящении колоколов, церковь молит о ниспослании особенной благодати, вливающей в колокол силу.
        Главное достоинство колокола состоит в том, чтоб он был звонок и имел густой и сильный гул.
Искусство звонить в колокола зависит от большого навыка; звонят в них на два манера: раскачивают или язык, или самый колокол. Звон с раскачиванием самого колокола гораздо гармоничнее и приятнее. От сильного и частого звона звонари нередко глохнут, но, чтобы сберечь слух, многие из них кладут в уши круглые ягоды, например, рябины, калины и клюквы; другие затыкают уши просто ватой. В женских обителях женщины звонарихи звонят с открытым ртом.
Не всякий мог стать звонарем. Для этого нужно было обладать хорошим музыкальным слухом и немалой сноровкой.
Царь Феодор Алексеевич любил звонить в колокола. Великий Суворов, живя в своей деревне, тоже забирался на колокольню и перезванивал на удивление духовных лиц и прихожан своего села Кончанского.

            Особенно любим русским человеком малиновый звон – веселая перекличка окрестных колоколов, напоминающая певучую трель дорожных бубенчиков.
Малиновым его назвал в честь бельгийского города Малина (теперь Мехелена) царь Петр I, когда в 1717 году был в Нидерландах. Монарху настолько понравились чудные звуки колоколов, раздававшиеся со сторожевой башни, что он пожелал слышать точно такие же и в России. Колокола звонили благодаря использованию клавишного механизма, представлявшего собой своеобразный музыкальный инструмент – карильон.
           Петр I заказал в Голландии такой карильон с 35 колоколами, отдав за него огромные деньги. Через несколько лет из-за попадания молнии диковина вышла из строя. В царствование Елизаветы Петровны мастер из Гааги Оорт Красс изготовил новую машину, которая была установлена на колокольне Петропавловского собора в северной столице. Однако малиновый звон в России научились использовать и без хитроумной машины: по слуху и вручную.

ЛАДОШКА для самых маленьких

    Жила-была Сказка. Откуда она взялась? Да ни откуда. Она была всегда, пока текли по земле синие реки, сияли ясные звёзды, плакал дождь, плыли по небу белые облака…. Она была всегда, потому что Сказка – это глубокая народная мудрость, древняя, как высокие горы, звонкая, как весенняя капель, чистая, как первый подснежник. Сколько живут на земле люди, столько и живет сказка.
     Однажды ранним утром, когда солнышко еще только-только открыло один глаз, рассеялся ночной туман, заблестела, заискрилась роса на свежей изумрудной траве, загомонили птахи-щебетуньи, проснулась Сказка. Потянулась она, вдохнула полной грудью, оглянулась вокруг. «Господи, благодать - то какая! Хорошо - то как»! А в голове у Сказки – полный сумбур. Еще бы, ведь она столько много знала разных историй! С кем бы поделиться?! Может с ветром? Только ветер и слушать не стал. Улетел озорник облака гонять, за мошками да комарами бегать, с воробушками и сороками в салки играть. Может с дождем поговорить? Да некогда дождю, пока из туч прозрачные капельки - дождинки вытрясет, пока на землю прольется, напоит Землю - матушку, много времени пройдет. Села Сказка на радугу - дугу, ворота небесные. Да и тут ей не повезло. Радуга хоть и висит над землей неподвижно, но и у нее работы невпроворот. Ведь радуга состоит из семи волшебных ленточек, все разного цвета. И каждая такая ответственная! Красной – надо напоить алым соком малину да землянику, подкрасить, подрумянить бока у помидоров, поиграть с маками в чистом поле. Оранжевая рисует апельсины и мандарины, на закате подкрашивает перышки у солнышка, на любопытных мордашках малышей пятнает веснушки. Желтая дружит с солнышком, помогает ему во всем, ведь у солнышка работы на целый долгий день. Зеленая уже на рассвете в болоте купается, с лягушками развлекается, а потом надо ей на грядки бежать огурцы хрустящие зеленить, в каждую травинку жизнь вдохнуть. Голубая ленточка следит за голубикой в лесах, за синеглазыми реками. А рядом ее сестра суетится – синяя ленточка. Стоит только ей отвернуться, как станет небо темным, поплывут по нему свинцовые тучи, и померкнут все краски весёлого дня. Это за работу принимается их фиолетовая подружка. Вот уж ей раздолье. Пока выкрасит каждую тучку в лиловые цвета, да перегонит их с места на места, где тут Сказку слушать.
      Думала Сказка, думала и решила она по белу свету странствовать. Большой он, белый свет-то, нет ему ни конца, ни края. Уж наверняка найдется на такой огромной земле какой-нибудь слушатель. Взяла она свой волшебный сундучок с волшебными историями (в голове-то все не помещаются, их столько, сколько звезд на небе), захватила воды родниковой, чтоб напиться в трудном пути, взмахнула волшебными крыльями, поднялась в небо синее и полетела. Может и к вам залетит, когда такая Сказка, так вы послушайте ее удивительные мудрые истории. (продолжение в следующем номере)

ВЕЧЕР ПРИ СВЕЧАХлитературная гостиная

Прекрасный мир

Посмотри, какой прекрасный мир!
Здесь повсюду Божьи чудеса:
Он создал тебя, зверей, Памир,
зелень, Волгу, звезды, небеса...
Умываясь утренней росой
Потянулся к солнцу новый день.
Рядом с солнцем — рыжею лисой —
Побежала юркой мышкой тень.
Все законы мира для тебя,
Научись лишь следовать Отцу.
Открывает нам Отец Себя,
Христиан узнаешь по лицу.
Потому что свет на них горит,
Зажигаясь Светом от Него.
Нам легко в потоке жизни плыть:
Сыном стать — да только и всего!
Божий мир. Его наследник — ты,
Согласись внутри себя им стать,
Вместо дат кладбищенской плиты
Поспеши бессмертие принять!
Проживи, за все благодаря:
За науку, красоту и жизнь,
Словно свет, свою любовь даря,
Бог есть Путь, Его пути держись!

Монахиня Игнатия (Низова)

Друг

Как-то заинька трусишка,
Зайка - серые штанишки,
Повстречал в лесу лисичку,
Очень хитрую сестричку.
Зайка лиску увидал,
Как осинка задрожал.
А лисичка-то хитрит
И зайчишке говорит:
“Что ты, заинька, дрожишь?
Что ты, серенький, молчишь?
Не приветствуешь меня,
Ведь с тобою мы друзья.
Дай тебя я обниму,
Лапку я твою пожму”.
Только треснул вдруг сучок.
Слышит лиска голосок:
“Не пожмёшь! И не старайся!
И отсюда убирайся!
Друга съесть тебе не дам!
Лапы прочь! А то поддам!”
Видит зайка из-под ёлки
Выбегает ёж из норки,
Палкой он лисе грозит.
Ну, а та как побежит!
И лишь пятки засверкали.
Только лиску и видали.

СТИХИ НАШИХ БАБУШЕК


СКАЗКИ ЛЕСА
Из душистых веток сплетена завеса,
Не пускают ветра сосны к сердцу леса…
Там в тиши прохладной есть ручей журчащий…
Свежий и прохладный, чистый и блестящий…
И, пугливо прячась в травке побережной,
В тот ручей глядится ландыш белоснежный,
И хранит из веток крепкая завеса
Дремлющую сказку – сказку в сердце леса…
Г. Галина

ЛЕТОМ
Шли дедушка и бабушка,
Навстречу ручеек.
Шептал, журча у камушка:
«Зайдите в мой лесок!
Там иволги привольные
В кустах поют весь день,
Там сосны красноствольные
Кругом роняют тень.
Там с няней, на прогалинке,
Ваш Юрочка сидит
И с каждой травкой маленькой
Любовно говорит».
М.А. Пожарова

ДЕЛА ДАВНО МИНУВШИХ ДНЕЙ,
ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ ГЛУБОКОЙ….

МОСКВА
          Великая беда обрушилась на Русь. Из далеких монгольских степей нагрянули на нее полчища захватчиков. Русские воины храбро бились, и не одолеть бы их врагу, если бы действовали они сообща. Но в ту пору наша земля не была единой, а делилась на отдельные княжества. Во главе княжеств стояли князья. Они ссорились между собой, и этим пользовались враги, разбивая их силы поодиночке. Сжигали города, истребляли и уводили в плен жителей.
         Прошло много лет. Монголы по-прежнему угнетали Русь. Нельзя было дальше терпеть. И вот молодой московский князь Дмитрий Иванович призвал всех русских людей объединиться и выступить сообща против монголов.
И потянулись в Москву со всех сторон ратники – кто с мечом, кто с боевым топором, кто с рогатиной, с которой на медведя ходил…. Князь Дмитрий сделал смотр общему войску и повел его на юг – искать встречи с врагом.
         Встреча произошла на Куликовом поле, там, где река Непрядва впадает в Дон. Монголов было почти вдвое больше, чем русских. Каждому воину передового русского полка пришлось биться с десятью монголами. Но не дрогнули ратники – чуть ли не все до единого полегли в бою, а не отступили…. Осталось у русских всего три полка. Прорвались вперед монголы и вот-вот зайдут в тыл самому крупному полку, которым командовал князь Дмитрий.
И тут сбоку по врагу ударили воины, хоронившиеся в засаде в лесу. Их удар был так стремителен, что дрогнули монголы. Этого-то момента и ждал князь Дмитрий. Он дал знак – и все русские ратники устремились на неприятеля. Монголы бросились бежать, и были разгромлены.        В честь этой победы на берегу Дона, народ прозвал князя Дмития «Донским», а спустя десять лет после Куликовской битвы его сын Василий, заступивший на княжение, стал скреплять важные бумаги Москвы новой печатью. На ней был изображен всадник с копьем в руке. Потом рисунок дополнили змеем, которого поражает всадник. Так неизвестный художник отобразил победу русского народа над захватчиками.Позднее, когда начали появляться гербы русских городов, рисунок этой печати повторили на щите, который и стал гербом Москвы.     Покровителем Москвы считается Георгий Победоносец – освободитель пленных, защитник нищих, покровитель рыцарства и воинства.        Легенда гласит, что возле Ливанских гор поселился в озере крылатый змей. Утром выползал он на берег, скреб когтями крепостную стену, требовал с города дань – по живой душе ежедневно. Плакали горожане, но каждый день приводили новую жертву чудовищу. Однажды пал жребий на царскую дочь Алисафию. Надели на нее с причитаниями лучшие одежды и оставили у озера ждать, когда появится голодный змей. В это время ехал вдоль берега воин на белом коне. Узнав, что грозит царевне, сказал воин:- Змея я не боюсь и одну тебя не оставлю!А тут и змей показался. Закрыла в ужасе глаза царевна, столпились на стенах города жители… Разъяренный шип, змеиный свист, боевой клич слышали они. И вдруг увидели, как взвился белый конь, а всадник копьем пригвоздил змея к земле.- Змей не опасен уже, - устало сказал Змееборец царевне, - веди его в город.- Нет! – закричали со стен. – Добей его здесь, на скале.- Добью, но во имя Иисуса Христа, - отвечал всадник.И силою его свершилось благое чудо – мертв убийца беззащитных.- Кто же ты, юноша? – спросил царь.- Я Георгий – полководец императора Диоклетиана. Войско мое распущено, а я возвращаюсь домой.И поехал Георгий на усталом коне в золотом запыленном панцире, с алым плащом на плечах. Долго глядела царевна в след ему, а царь призвал священников из Александрии, желая принять веру того, кто спас город от змея.